2 апреля 1904 года, пятница

Жители нашего города в этот день обсуждали одно из самых трагичных событий русско-японской войны — гибель броненосца «Петропавловск». Скорбное известие было получено в Севастополе накануне вечером. И весь Севастополь был на ногах. Все останавливали друг друга и спрашивали:

— Правда ли?

Оказалось — правда… Ужасная правда.

Как сообщалось в телеграмме, полученной 1 апреля Его Императорским Величеством Государем Императором Николаем II от контр-адмирала князя Ухтомского, «31 марта в 10-м часу во время маневрирования эскадры на Порт-Артурском рейде в виду неприятельского флота броненосец «Петропавловск» под флагом командующего после взрыва опрокинулся. Погибли командующий Тихоокеанской эскадрой С.О. Макаров и начальник штаба. Спасены Великий Князь Кирилл Владимирович, 6 офицеров и 52 матроса».

Погиб Степан Осипович Макаров — русский флотоводец, ученый, внесший значительный вклад в развитие российского военного флота. С.О.Макаров положил начало созданию миноносных кораблей и торпедных катеров, внес ряд усовершенствований в артиллерийское оружие, разработал основы тактики парового броненосного флота.

И друзья, и враги России скорбели по поводу гибели «Петропавловска». Погибли люди на славном посту славной смертью. Удрученные трауром, постигшим русский флот, выразили искреннее участие Франция, Австро-Венгрия, Германия. В Токио было высказано сожаление о кончине командующего флотом адмирала Макарова, который пользовался большим уважением среди японских военачальников. Они удивлялись его образу действий, тому, как он восстановил репутацию русского флота и вел неравный бой.

Газета «Крымский вестник» привлекает особое внимание еще к одному имени в роковом списке. Это имя художника Верещагина. «Знаменитый художник не сражаться, конечно, отправился на театр военных действий, — пишет газета. — Верещагин — известный, прославленный, убежденный противник войны. Вся его блестящая деятельность была направлена на то, чтобы вселить в людей ненависть и органическое отвращение к войне. В яркие образы он воплотил ужасы войны, и тот, кто хоть один раз видел его картины на эту тему, никогда их не забудет. Выставка картин Верещагина, изображавших эпизоды русско-турецкой войны, в свое время совершила триумфальное шествие по всей Европе и Америке.

На «Петропавловске» Верещагин был, конечно, ради той же проповеди. По своему обыкновению он не хотел быть сторонним наблюдателем боя. Чтобы изобразить все, надо видеть все. И он бесстрашно шел навстречу смертельной опасности, побуждаемый охватившей его идеей мира. Он шел собирать материал о борьбе с войной, в этой борьбе он видел свой долг перед родиной. И пал жертвой своего долга».

Севастополь был объят глубокой скорбью. Тем более что в длинном перечне погибших и раненых он нашел и своих моряков.

А назавтра севастопольцам предстояло прощание с главным командиром Черноморского флота вице-адмиралом Н.И.Скрыдловым, назначенным командующим Тихоокеанским флотом.

Семья черноморских моряков встретила известие о важном назначении Николая Илларионовича с двояким чувством: грусти и великой гордости. Грусть моряков понятна: им предстояла разлука с начальником-учителем, в сравнительно короткое время снискавшим глубокое уважение и искреннюю любовь офицеров и команд; столь же понятна и гордость черноморцев: оправдалось их предположение, что командовать Тихоокеанским флотом при создавшихся чрезвычайно важных обстоятельствах может только адмирал Скрыдлов.

События войны на Дальнем Востоке изменили настроение горожан, но не изменили мирную жизнь города.

Ресторан у театра на Приморском бульваре продолжал ежедневно готовить шашлыки и чебуреки из молодого барашка, предлагая посетителям свежее бочковое пиво, доставляемое из Одессы каждым пароходом, по цене 10 коп. за кружку.

Гостиница «Ветцель» предлагала обеды стоимостью 1 руб. В меню входили: суп прентаньер, пирожки, кефаль под соусом «велют», жаркое из телятины, салат, шуа-ля крем и кофе. Завтраки стоили 75 коп. за севрюгу под майонезом, мозги «фрит» и кофе.

В летнем городском театре труппа русских драматических артистов под управлением В.К.Дарьяловой 2 апреля представляла драму Г.Ге «Трильби» в 5-ти действиях.

В Народном доме проходили общедоступные спектакли. Обществом любителей драматического искусства под режиссерством и управлением Н.В.Вуколова были представлены комедия в 5-ти действиях А.Н.Островского и Н.Соловьева «Женитьба Белугина», водевиль в переводе с французского П.Н.Баташева «Мокрая курица».

Известный французский цирк Е.Годфруа, находящийся на углу Большой Морской и Херсонской улиц, давал большое праздничное представление. Каждый взявший билет имел право ввести за собой одну даму бесплатно, или две дамы входили на 1 билет.

В театре в доме Чумакова на базаре по 5 апреля работал синематограф Эдисона. Были показаны в 3-х отделениях русско-японская война и разные сцены. Публика приглашалась в интеллигентный зал (цена за билет- 50 копеек) и в народный зал (цена за билет-25 копеек). Дети платят половину. Представление начиналось в 8.30 вечера, по окончании — бал с танцами до 2-х ночи.

Такой, по свидетельству архивных документов, была пятница 2 апреля 1904 года в Севастополе.

Другие статьи этого номера