«Я — за политическую реформу, но с открытыми, прозрачными партийными списками избранников, представляющих все регионы»

Наверное, совсем не случайно, на экваторе парламентской жизни (а в эти дни исполняется два года со дня выборов в Верховную Раду) на повестке дня 25 марта стоял вопрос о политической реформе в государстве. Тот день, когда народные депутаты рассматривали законопроект о пропорциональной избирательной системе, стал поистине «горячим четвергом». Более 12 часов длился марафон по утверждению этого знакового документа. Обсуждали. Спорили. Приняли. Теперь, если Президент подпишет этот закон, то с 2006 г. парламент будет выбираться исключительно на пропорциональной основе, т.е. от партий, и попадут в Верховную Раду только те политические организации и блоки, которые набрали более трех процентов голосов избирателей. Какие же парламентские выборы нас ожидают? С этого вопроса началась наша беседа с народным депутатом Украины В.А.ЗАИЧКО.- Закон о выборах народных депутатов Украины на пропорциональной основе набрал 255 голосов. И он был принят. Предполагается, что закон войдет в действие с 1 октября 2005 г., а это значит, что выборы 2006 г. будут проходить на чисто пропорциональной партийной основе. Я хочу сказать своим избирателям, что, как народный депутат, я поддерживаю то разумное положение, что сегодня в государстве необходима политическая реформа. Такая реформа, которая бы четко определила полномочия и дала больше возможности правительству планировать, программировать, а также персонально и конкретно отвечать за дела в государстве. Я за то, чтобы Верховная Рада несла больше ответственности не только за принятие законов и совершенствование законодательства, но и за результаты деятельности того правительства, которое оно формирует. Однако в этот закон заложено положение исключительной важности: выборы народных депутатов на пропорциональной основе. Задумаемся: членами партий в нашем государстве являются всего лишь два процента граждан. Так не получится ли, что этим законом мы побуждаем людей не просто отдавать предпочтение той или иной политической партии, но и занимать определенное место в этой структуре? Иначе говоря, стоит вопрос о партийной структуризации общества, узурпации партийной власти по закрытым партийным спискам. Выборы на пропорциональной основе предполагают иметь рычаги, дающие право партийного строительства в центре и возрождения региональных партийных организаций на местах, определения их места в общем избирательном процессе, в общей избирательной системе.

— Виктор Александрович, если это не секрет, как вы сами голосовали 25 марта?

— Еще раз повторю: я не являюсь противником политической реформы. Но я был в числе тех 44 депутатов из 305, которые не голосовали за этот закон. Со своими коллегами, которые противостоят этому процессу, я буду делать все возможное, чтобы пропорциональная система была открыта и понятна. Чтобы партия, идя на выборы, шла с конкретными своими представителями в регионах. Чтобы избиратели, граждане Украины не просто безлико принимали решение о той или иной политической программе, но и видели конкретно в своем округе того коммуниста или социал-демократа, или народного демократа, или представителя от партии и блока, который будет персонально изо дня в день работать в своем округе перед своими избирателями. Именно эти конкретные депутаты должны информировать избирателей о тех партийных программах, которые проводятся в Верховной Раде и являются одним из фундаментов дальнейшей деятельности правительства, сформированного на коалиционной основе.

— В нынешнем парламенте работают как депутаты, избранные по партийным спискам, так и депутаты, избранные на мажоритарной основе. Есть ли отличия в их работе?

— Вы знаете, за два года работы в парламенте мы, депутаты, избранные в округах непосредственно гражданами Украины, очень часто слышали самые нелицеприятные упреки, что мы — ставленники Президента, ставленники гнилой буржуазной системы, что мы выполняем волю администрации и Кабинета министров и т.д. Это звучало и в ходе обсуждения многих поправок при принятии данного закона. А давайте зададим себе вопрос: имеют ли право те, кто двенадцать лет являются «списочниками», представляют партию и партийное руководство в Верховной Раде, в высшем законодательном органе, так унизительно относиться к своим коллегам и к избирателям, которые доверили депутатам свои голоса? Я не делю своих севастопольских избирателей по принадлежности к той или иной партии, но я знаю, что процент, который был набран за меня, выше, чем за представителей отдельных партий. Голосовали за меня не конкретные партии, а конкретные люди. И это возлагает на меня, как и на Ивана Васильевича Вернидубова, очень большую ответственность. Мы должны выполнить то, что мы провозгласили в ходе избирательной кампании, что мы обещали севастопольцам. Свою работу в высшем законодательном органе мы строим так, чтобы регион, который нам доверил, не остался без внимания, чтобы разрешались проблемы дальнейшего социально-экономического развития Севастополя, улучшения жизни севастопольцев, особенно тех, кто находится в тяжелом положении, а зачастую и за чертой бедности. Мы все делаем для того, чтобы и дальше поэтапно проводить повышение оплаты труда и улучшение пенсионного обеспечения. Пусть в этом направлении сделано пока немного, но важно заложить тенденцию, чтобы это стало системой в государстве. Мы должны двигаться к повышению социальной защищенности наших граждан.

— Виктор Александрович, ваша деятельность в этом направлении не проходит незамеченной. За два года вашей работы в парламенте севастопольцы ощутили значительные перемены. Прежде всего увеличились поступления в городской бюджет, и не секрет — в этом большая ваша заслуга как члена бюджетного комитета парламента.

— Я уверен, что 225 мандатов, которые есть сегодня в Верховной Раде, позволили консолидировать работу парламента. Вы знаете, что было немало неутешительных прогнозов аналитиков, но тем не менее впервые за 12 лет независимости Украины все регионы получили то, что утверждено в бюджете. Ныне мы смогли впервые не в конце года, а с 1 марта не только реализовать минимальную оплату труда, но и ввести соотношение в оплате труда между работниками бюджетных учреждений, социальной сферы. Можно привести много подобных примеров, которые не имели места до текущего года. Возьмите региональные инвестиционные программы, которые канули в небытие в 2000 г. А в 2003 г. впервые и в нынешнем году вторично государственный бюджет направляет 400 млн грн на то, чтобы провести ряд инвестиционных программ в регионах, в том числе и в г. Севастополе. Разве, например, неизвестно жителям Любимовки, работникам образования, что более семи лет не разрешалась проблема пристройки к школе, а только в течение этих двух лет были сделаны реальные шаги, чтобы завершить здесь строительство? Разве возможно было в прошлые годы реализовать такие важнейшие программы, как газификация, ремонт жилого фонда, круглосуточное водоснабжение и другие, без финансирования, которое поступает ныне? Да, мы понимаем, этого еще недостаточно, и ощущаем озабоченность депутатов горсовета и неудовлетворенность руководителей города, что не все охватили, но тем не менее 8 млн грн в нынешнем году дают возможность продолжать нашу социально-экономическую программу, вести ремонт аварийного жилого фонда, решать бытовые и другие насущные проблемы, волнующие наших избирателей.

— Виктор Александрович, проблемы, касающиеся жизни и быта людей, стоят и перед другими народными депутатами, выбранными по мажоритарному принципу. И им тоже приходится их решать, помимо основной законотворческой деятельности в парламенте.

— Да, именно конкретные дела для конкретных граждан ежемесячно серьезнейшим образом решают в регионах мои коллеги-«мажоритарщики». Это еще одно свидетельство того, что нынешняя политическая система в Украине себя не изжила. Вот почему я полагаю, что в партийных списках должно быть место конкретным депутатам от партий. Очевидно, пришло время, чтобы и лидеры, и те, кто рядом с лидерами, и те олигархи, которые содержат эти партии, и другие образования и блоки прошли одним списком от 1-го до 450-го мандата от партии, которая их выдвигает, и получили свидетельство народного доверия. Ну а дальнейшее усовершенствование законодательной системы по выборам народных депутатов — это процесс опыта и процесс непосредственного участия граждан Украины, которые должны реализовывать свое конституционное право.

— Новый закон предполагает также изменения в выборах местных советов. Есть ли отличия?

— 6 апреля Верховная Рада соберется для того, чтобы рассмотреть, какими же будут выборы в местные советы. И тот проект, который прошел в первом чтении, аналогично повторяет выборы депутатов в Верховную Раду — только партийная, только пропорциональная система. Я задаю вопрос себе, своим коллегам, задаю вопрос и разработчикам: так что же мы — городские, районные, областные советы — все поделим по партиям? В таком случае мы просто разорвем регионы. Я не хотел бы, чтобы шаги по изменению законодательной системы разрушили накопленный опыт местного самоуправления, который строился не на партийной системе, но с участием партийных организаций, в том числе и наших городских. И, наконец, я получил наказ от гражданского форума, который проходил в Севастополе, по вопросу политреформы. Я, безусловно, буду голосовать за проведение политической реформы, но вместе с этим следовать наказу: сохранить ту действующую систему, которая предусмотрена в выборах народных депутатов Украины и депутатов местных советов. Мы, одномандатники, будем работать, отстаивая право открытых списков, за которые должен голосовать каждый гражданин Украины.

— Спасибо за беседу.

Другие статьи этого номера