Эх, дороги…

«Дорожное полотно напоминает многократно залатанный ковер, автомобили, проседая на ухабах и рытвинах, теряют свое техническое здоровье, пешеходы спотыкаются на неровностях тротуаров». Это описание не типичной городской украинской улицы, а зарисовка немецкой действительности, опубликованная в журнале «Шпигель».Если уж есть такие дороги в Германии, являющейся в нашем представлении образцом порядка, то что же говорить о наших шляхах, воскрешающих своим видом высказывание петровских времен о том, что у нас есть две беды — дураки и дороги. Так что разбитое вдрызг дорожное полотно является как бы вечным мировым злом. Правда, в последнее время люди, пострадавшие от плохих дорог, все чаще противятся этой неизбежности и отстаивают свои права в суде. Тот же «Шпигель» приводит такую статистику. В прошлом году только в одном из районов Берлина 144 водителя и пешехода подали на сумму более 500 тысяч евро судебные иски к дорожной службе и муниципалитету за порванную одежду, разбитые очки, синяки и поврежденные автомашины.

Есть подобные судебные разбирательства и в Украине. В частности, во Львове были поданы иски от водителей, угодивших на своих машинах в канализационные люки, с которых сборщики металлолома сняли крышки. Примечательно, что местный суд не удовлетворил иски и пострадавшие вынуждены были обратиться в Верховный суд. Только он принял решение о возмещении материального вреда, вызванного ненадлежащим содержанием дорог.

Что касается севастопольских водителей и пешеходов, то они зачастую предпочитают не ввязываться в судебную тяжбу и добровольно берут на себя расходы по возмещению материальных потерь. Во многом это объясняется отсутствием судебной практики в данном вопросе и правовой неграмотностью большинства населения. В связи с этим приведем рекомендации, которые дает судебная палата Верховного суда по предъявлении иска, вызванного плохим состоянием дороги.

Прежде всего водитель должен вызвать работника ГАИ, чтобы тот зафиксировал факт происшествия. Если автомобиль застрахован, а в договоре страхования есть пункт о компенсации расходов на ремонт транспортного средства, поврежденного из-за неисправности дорожного покрытия, то надо пригласить страхователя, который будет судиться с дорожниками за возмещение убытков. Целесообразно участие и представителя дорожной службы. Если не требуется судебной экспертизы, а необходима лишь калькуляция на ремонт автомобиля с учетом стоимости деталей и работ, то можно обратиться в любую автомастерскую или станцию технического обслуживания.

Если при ДТП из-за плохой дороги пострадали люди, то потребуются заключение медицинского учреждения и документ, подтверждающий затраты на лекарства, услуги, дополнительное питание. В таких случаях возможно предъявление иска и на возмещение морального вреда. Это касается и получения травмы пешеходом из-за гололедицы или плохого состояния тротуара.

А что, собственно говоря, содержит понятие «хорошая дорога»? Об этом можно узнать из законов «О дорожном движении», «Об источниках финансирования дорожного хозяйства Украины», а также из Единых правил ремонта и содержания автомобильных дорог, улиц, железнодорожных переездов. Этот нормативный акт утвержден в 1994 году Кабмином. Отстаивая свои права, надо иметь в виду, что в гражданском судопроизводстве истец должен доказать правомерность своих требований в части возмещения ущерба, причиненного имуществу или здоровью гражданина. Иск в зависимости от обстоятельств происшествия предъявляется дорожной службе или ГАИ, если она на опасных участках дороги не выставила предупреждающие знаки.

Таким образом, предстоит учесть массу формальных обстоятельств и преодолеть ведомственное противодействие дорожников, чтобы добиться возмещения ущерба, возникшего по причине плохого состояния дорожного полотна или тротуара. Но если из-за множества всяческих премудростей мы будем пребывать в бездействии, а не ставить коммунальников в рамки закона, то наши дороги будут находиться в нынешнем состоянии. Объективности ради надо сказать, что управление коммунального хозяйства постоянно испытывало недостаток финансовых средств на восстановление городских дорог, протяженность которых составляет около 500 километров. Этих средств не хватало даже на ремонт центральных магистралей, по которым следуют кортежи высоких гостей. Что же касается окраин и внутридворовых проездов, то до них руки не доходили.

Только в этом году появилась финансовая возможность улучшить состояние дорог. Вдвое больше прошлогоднего выделено средств на их капитальный ремонт и в полтора раза больше на текущий. С пятидесяти до шестидесяти процентов увеличились отчисления в местный бюджет с налога, собираемого с владельцев транспортных средств. Управление коммунального хозяйства решает вопрос о приобретении асфальтоукладчика и накапливает финансовые ресурсы на другую дорожную технику, без которой улучшение работы дорожного хозяйства невозможно. К сожалению, пока не передано на баланс управления коммунального хозяйства около пятидесяти процентов городских дорог, которые не имеют паспортов и не прошли инвентаризацию. Эта работа будет выполнена в течение года. Таким образом, есть надежда, что от одной из двух извечных бед город может избавиться. Что касается второй, то она остается и будет разнообразить нашу жизнь.

Другие статьи этого номера