Программа занятости населения на 2004 год. Задачи и приоритеты

Стало доброй традицией ежегодно публиковать в наиболее популярной городской газете краткое изложение Территориальной программы занятости населения г. Севастополя на текущий год. И это неудивительно. Данный документ, несущий в себе главным образом социально-экономическую направленность, включает аналитические и прогнозные данные о региональном рынке труда, которые представляют интерес и являются руководством к действию не только для представителей власти, но и для каждого работодателя, каждого гражданина.

Территориальная программа занятости населения г. Севастополя на 2004 год утверждена решением 12-й сессии Севастопольского городского совета XXIV созыва.

Программа разработана с учетом основных прогнозных показателей и тенденций социально-экономического развития города и определяет стратегию решения проблем занятости и комплекс мероприятий, направленных на повышение трудовой активности населения, формирование мотивации к продуктивной занятости, эффективное использование действующих и создание новых рабочих мест, поддержку развития малого и среднего бизнеса, расширение содержания и повышение качества социальных услуг и материального обеспечения безработных граждан.

В основу программы положены основные положения законов Украины «О занятости населения», «Об общеобязательном государственном социальном страховании на случай безработицы», «Об утверждении Государственной программы занятости населения на 2001 — 2004 годы».

В подготовке программы приняли участие управления и другие структурные подразделения городской государственной администрации, районные государственные администрации, городской совет профсоюзов, Союз промышленников, предпринимателей и аграриев, городская организация работодателей, предприятия и организации города.

Программа прошла экспертную оценку в Министерстве труда и социальной политики Украины.

Распоряжением городской государственной администрации от 19.02.2004 года 208-р утвержден порядок работы по организации выполнения программы. Контроль за ходом выполнения программы осуществляет рабочая группа содействия занятости населения под руководством заместителя председателя городской государственной администрации И.Г. Цокур.

Основные тенденции социально-экономического развития региона и развития рынка труда

В 2004 году политика всех ветвей власти города будет направлена на сохранение позитивных тенденций развития региональной экономики, которые наблюдаются на протяжении последних лет, на достижение качественных изменений в социальной и экономической сферах.

Проведение политики занятости населения в севастопольском регионе в 2004 году будет осуществляться по таким приоритетным направлениям, как поддержание стабильно высокого уровня занятости, поддержка социально незащищенных категорий населения, повышение качества оказываемых социальных услуг и материального обеспечения безработных граждан, зарегистрированных в городской службе занятости. Среди основных проблем, которые необходимо решать в текущем году, можно выделить следующие:

— профессионально-квалификационный дисбаланс спроса и предложения рабочей силы на рынке труда;

— трудоустройство неконкурентоспособных на рынке труда категорий населения (молодежи, инвалидов и т.д.);

— недостаточная мотивация к труду безработных вследствие низкого уровня заработной платы на вакантных рабочих местах.

Для решения указанных и иных проблем и с целью комплексного улучшения ситуации в сфере занятости в 2004 году определены следующие основные задачи:

— содействие сохранению действующих рабочих мест;

— расширение сферы приложения труда, прежде всего за счет повышения инвестиционной привлекательности экономики региона и поддержки самостоятельной занятости населения;

— повышение качества рабочей силы, в том числе за счет совершенствования системы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров на производстве и в системе профессионального образования в соответствии с потребностями регионального рынка труда;

— содействие занятости неконкурентоспособных на рынке труда категорий населения города (молодежи, инвалидов, женщин с несовершеннолетними детьми, военнослужащих, уволенных из армии без права на пенсию, и пр.);

— усиление мотивации к продуктивной легальной занятости;

— расширение возможностей по трудоустройству зарегистрированных безработных.

Определены также абсолютно конкретные критерии решения данных задач, основными из которых являются следующие:

— создание 4,6 тыс. новых рабочих мест во всех сферах экономической деятельности;

— создание 600 рабочих мест для трудоустройства социально незащищенных категорий населения города;

— стабилизация объемов высвобождения работников в связи с изменениями в организации производства и сокращением штатов на уровне 1,0 тыс. человек;

— повышение качественного и профессионально-квалификационного уровня рабочей силы в соответствии с потребностями экономики региона через систему непрерывного профессионального обучения; в 2004 году повысят квалификацию, пройдут подготовку и переподготовку на производстве более 7 тыс. человек.

Вопросами анализа и регулирования ситуации на регистрируемом рынке труда непосредственно занимается Севастопольский центр занятости, коллектив которого в прошедшем году выполнил все плановые задания. Основные факторы, которые содействовали формированию зарегистрированного рынка труда в 2002-м и 2003 годах, легли в основу прогноза на 2004 год.

В частности, в 2004 году объем движения незанятой рабочей силы через городскую службу занятости составит не менее 8,3 тыс. горожан. По-прежнему значительную часть безработных на зарегистрированном рынке труда будут составлять женщины — более 65%, молодежь в возрасте до 28 лет — одну треть. В числе безработных рабочие будут составлять около 35%, около 50% — специалисты и служащие, остальные граждане — без профессии и специальности.

Основные источники движения рабочей силы через городской центр занятости: около 30% — из числа уволенных по причинам текучести кадров; более 30% — граждане, не работавшие более года по различным причинам, каждый шестой — из числа сокращенных с производства; около 8% составят выпускники различных учебных заведений города.

В 2004 году планируется привлечь к активным программам содействия занятости населения (трудоустройство, организация профподготовки и оплачиваемых общественных работ) не менее 4,6 тыс. незанятых и безработных граждан, зарегистрированных в городской службе занятости. Уровень охвата активными мероприятиями содействия занятости составит более 56%.

Для трудоустройства безработных из числа неконкурентоспособных категорий населения или с длительным периодом безработицы планируется предоставить дотации работодателям из фонда общеобязательного государственного социального страхования на случай безработицы в объеме 399,2 тыс. грн на организацию 80 рабочих мест, одноразово выплатить пособие по безработице для организации предпринимательской деятельности 50 безработным на общую сумму 166,7 тыс. грн.

С целью повышения конкурентоспособности безработных на рынке труда в 2004 году планируется организовать профессиональное обучение 1050 безработных по 75 направлениям подготовки по профессиям и специальностям, востребованным на рынке труда города.

Реализация всех запланированных мероприятий будет способствовать закреплению в 2004 году наметившейся тенденции по снижению продолжительности зарегистрированной безработицы до 7 месяцев и сокращению долгосрочной безработицы.

Необходимыми условиями реализации всех запланированных на 2004 год направлений деятельности будут тесная взаимосвязь политики занятости и экономической политики в регионе, дальнейшее развитие социального партнерства на рынке труда, консолидация усилий всех ветвей власти, деятельность которых связана с решением проблем занятости населения, объединений работодателей и профсоюзов.

Другие статьи этого номера