На утреннем заседании депутаты продолжили рассмотрение блока земельных вопросов, выпавших накануне из принятого общим списком перечня. Большинство из них было отклонено по тем или иным причинам. В частности, отказано ПКФ «Орвис» в участке в районе ул. Вакуленчука (недострой прошлого века — поликлиника радиозавода).И причина не только в том, что спустя 12 лет нашелся еще один претендент на этот участок, выкупивший котлован еще в 1992 г. Тогда фирма «Мост-С» не имела денег для вложения в дорогостоящее приобретение. Теперь имеет, заявил депутат Григорий Луцай. Именно его подпись стояла на купчей 1992 г. Позже, уже в 1999 году, объект еще раз продали. На этот раз сделку совершали фонд коммунального имущества и фирма «Орвис».
Суд внесет ясность, кто же из покупателей более прав.
Увы, в Севастополе немало объектов, проданных по нескольку раз различными организациями, считающими себя собственниками. Если рассматривать активизацию поиска земельных участков как показатель экономического роста повышения благосостояния граждан и развития производства, то Севастополю давно пора занять место в десятке самых процветающих городов если не мира, то Европы или же, наконец, Украины. Но крайне медленный, хотя и неуклонный рост бюджетных показателей упрямо говорит о том, что с землей не все в порядке. Огромная часть испрашиваемых и полученных участков годами пустует. Земельный бум не сопровождается активным строительством пятизвездочных отелей, современных выставочно-торговых комплексов, но порождает лавину сделок между предпринимателями, в которых товаром так или иначе является земля.
Это понятно всем депутатам, и они стараются глубже вникать в проблемы соискателей земли. Увы, не всегда это приводит к продуктивной работе совета в целом. Иной раз страдают в ожидании решения вопроса вполне добросовестные граждане, желающие дом, магазин, бар или мастерскую открыть и деньги для этого имеющие.
Но основной камень преткновения в момент голосования — недостаток депутатов в зале. Из 75 избранников редко 62 собираются. Чаще заседания идут при 42-45 депутатах. А для принятия решения нужно 38 голосов «за». Не «воздержавшихся любым способом», а именно «за».
О том, к чему такая арифметика зачастую конкретно приводит, мы расскажем ниже. А пока обратимся к реалиям. Вопрос о строительстве комплекса по переработке твердых бытовых отходов вызвал в зале живую дискуссию. Предложенный ПКФ «Ларо» проект комплекса прошел все необходимые согласования и был поддержан государственными и общественными экологами, санитарными врачами. Прошли открытые обсуждения в комиссии по экологии и общественные слушания. Кто хотел что-то об этом объекте узнать, те воспользовались возможностью. Иные же ответов не искали и любую информацию отрицали. Они упорно называли комплекс «мусоросжигательным заводом» (чтобы пострашнее было, наверное) и говорили о недопущении строительства столь грозного объекта в черте города. С истинно пролетарской принципиальностью они обличали сторонников строительства комплекса.
Конечно, заманчиво не перерабатывать ТБО на своей территории, а везти к соседу. Но такого соседа у нас нет. Ни Ялта, ни Бахчисарай наш мусор не примут. А к свежесобранным мешкам подписей протеста от жителей Гагаринского и Ленинского районов можно присовокупить столько же подписей инкерманцев против открытия и эксплуатации полигона в Первомайской балке.
Так что найти место для перерабатывающего комплекса, удовлетворяющее всех, невозможно. Разве что сработает большевистский принцип — кого больше, тот и прав.
Проект решения по комплексу не набрал нужного количества голосов (это к вопросу об арифметике). Но принято протокольное поручение до 1 июля 2004 г. подумать, взвесить, выбрать новое (а может, и старое) место, объявить тендер на инвестиционный проект и т.д.
Увы, начало строительства столь важного объекта откладывается на далекое будущее. А перспективный центр мирового туризма пока будет по старинке вывозить мусор на свалку. И то лишь тот, что сможет собрать.
Есть ли альтернатива проекту ПКФ «Ларо»? Возможно, есть! Но комиссия горсовета, занимающаяся вопросами экологии, о них пока не ведает. Предложено несколько иных проектов, безусловно, интересных. Но это проекты другого масштаба и общего с комплексом «Ларо» имеют не больше, чем «Жигули» с КамАЗом. У обеих машин — колеса, у всех проектов — сортировка. Но на этом сходство заканчивается. Все проекты имеют плюсы и минусы. Не исключается даже их одновременная реализация. Но времени на размышление все меньше.