Что делать?

В большом зале Севастопольской городской государственной администрации состоялось заседание президиума совета работодателей Севастополя под председательством Николая Майчука. В мероприятии приняли участие председатель СГГА Леонид Жунько, руководители предприятий, учреждений и организаций. На обсуждение среди прочих был вынесен главный вопрос: «О состоянии судоремонтной и судостроительной подотраслей Севастополя, перспективы развития и пути решения проблемных вопросов». С докладом выступил председатель правления — президент ОАО «Севастопольский Морской завод» Анатолий Череватый.

Актуальность обсуждаемой темы, по словам Анатолия Череватого, продиктована тем обстоятельством, что в целом в мире наблюдается рост судоремонтных услуг. Это обусловлено, во-первых, возросшими требованиями экологической безопасности, во-вторых, продлением срока эксплуатируемого флота за счет его ремонта, а в-третьих, перемещением портфеля заказов на судоремонтные работы на восток, т. е. в страны, где сравнительно невысока зарплата специалистов и достаточно высокое качество работ. Лидерами становятся заводы Юго-Восточной Азии, где цены на судоремонт в 2-3 раза ниже, чем в Западной Европе.

В этом смысле, считает Череватый, судоремонтная отрасль Украины имеет хорошие перспективы. 150 предприятий, владеющие 34 судоподъемными сооружениями, в 2003 году отремонтировали 218 судов. Наибольшая концентрация судоремонта сосредоточена в Одессе, Мариуполе, Херсоне, Николаеве и Керчи.

Что касается Севастополя, в котором сосредоточено 15 судоподъемных сооружений (почти половина!) из 34, имеющихся в Украине, то он располагает огромным потенциалом, который пока в должной мере не востребован.

Действительно, в нашем городе находится 39 крупных судоремонтных предприятий, в частности ОАО «Севастопольский Морской завод», судоремонт-ные заводы «Южный», 13, «Марин инжиринг сервис» и др. Семь предприятий имеют специализированные судоремонтные береговые основные фонды — набережные, мастерские и т. д.

Общая численность работающих в гражданском судоремонте специалистов на постоянной основе составляет 3225 человек. Объем производства по ремонту гражданских судов на предприятиях города в 2003 году вырос на 38,4% по сравнению с 2002 годом — хороший результат!

К тому же Севастополь был и остается базой ремонта кораблей ВМС ВС Украины и ЧФ РФ, причем по количественным показателям объем военных заказов ничуть не уступает гражданскому. Например, по итогам прошлого года в денежном выражении он составил 60 млн гривен.

Кроме производственных предприятий, в судоремонт вовлечены Севастопольский морской порт (обеспечивает прием судов в ремонт), специализированные конструкторские бюро (например, ГП «ЦКБ «Черноморец», ОАО «ЦКБ «Таврия» и др.), Украинский и Российский регистры судоходства и др.

На одного судоремонтника приходится один специалист из смежных отраслей. Таким образом, более 10 тысяч севастопольцев вовлечены в судоремонт и имеют высокооплачиваемую работу.

Однако важная отрасль хозяйства города имеет проблемы, которые, во-первых, тормозят ее развитие, а во-вторых, вполне решаемы не только на самом высоком, но и на местном уровне.

Касаясь проблем взаимодействия предприятий судоремонтного комплекса с властными, силовыми и специальными структурами Севастополя, Анатолий Череватый обратил внимание собравшихся на то, что в текущем году заканчивается срок действия закона «О мерах по государственной поддержке предприятий судостроительной отрасли» (от 18 ноября 1999 года). Сегодня Верховная Рада рассматривает законопроект о продлении срока действия закона. Это замечательно.

Не может не радовать и стремление правительства вникнуть в проблемы украинского судоремонта. Например, на недавнем совещании в Николаеве премьер-министр Виктор Янукович поручил специалистам подготовить проект документов для создания Координационного совета по вопросам развития морской индустрии. Это позволит формировать государственную политику в сегменте отечественного судоремонта, учитывая то обстоятельство, что сегодня, к сожалению, в Украине отсутствует морская доктрина. Но это перспектива.

Текущий момент судоремонтников не радует. Например, утяжелена схема таможенного контроля при входе и особенно выходе иностранных судов из ремонта, получения ЗИПа. В этой связи директор ОАО «Персей» Павел Власенко приводил удивительные примеры. Для того чтобы снять и отвезти в ремонт на завод с иностранного судна тот или иной небольшой прибор, агрегат, обязательно нужно выполнить его чертеж и заполнить таможенную декларацию. А если таких приборов тысячи?!

И это еще не все! Перед выходом судна из завода декларация таможни отправляется в Киев, в Центральное бюро анализа и аудита, где несколько дней путешествует по кабинетам чиновников, а судно, простаивая в Севастополе, теряет ежедневно от $2 до $10 тысяч! Возникает риторический вопрос: выгодно ли иностранным заказчикам работать с нашими судоремонтными предприятиями?

Другой пример. Его привел Анатолий Череватый: возмещение налога на добавленную стоимость при выполнении судоремонтных работ по контрактам с иностранными заказчиками происходит, мягко говоря, несвоевременно. Сегодня задолженность бюджета только по предприятиям, созданным с участием капитала ОАО «Севморзавод», составляет 4 млн 500 тысяч гривен, в том числе просроченная — 2 млн 300 тысяч гривен. Взаимозачеты практически прекращены. Тупиковая ситуация, считает Анатолий Череватый, обусловлена позицией Госказначейства.

Генеральный директор ОАО «Севморзавод» сосредоточил внимание собравшихся и на других фактах бюрократизма различных организаций.

Так, заявки, направленные в ГКП «БТИ» в 2002-2003 годах для переоформления земли и оплаченные дочерними предприятиями ОАО, до сих пор не выполнены полностью. То ли эта организация чрезвычайно загружена, то ли ей не хватает профессионалов, но факт остается фактом: ее деятельность тормозит развитие акционерного общества.

Также, по словам Анатолия Череватого, процедура двойного рассмотрения документов на право пользования землей на сессии Севастопольского городского совета (сначала — материалы выбора, затем — проект отвода) после двойного рассмотрения на президиуме коллегии при председателе СГГА приводит к тому, что документы месяцами находятся в представительном органе власти.

Отдельно на заседании президиума звучала флотская тема. Анатолий Череватый считает, что корабли ВМС ВС Украины должны ремонтироваться в Севастополе, а не в Николаеве, Херсоне, Феодосии, как это практикуется сегодня, по простой причине: их ремонт обойдется военному ведомству дешевле.

Коснулся президент ОАО и многострадальной для Балаклавы и Севастополя темы передислокации плавучего дока завода МО Украины «Металлист» в Феодосию. По его мнению, Феодосия не готова для приема сложного инженерного сооружения. К тому же передислокация займет полгода и будет стоить 700 тысяч гривен, которых пока еще нет.

Председатель СГГА Леонид Жунько предложил руководителям судоремонт-ных предприятий Севастополя провести несколько рабочих встреч, собрать предложения по улучшению работы судоремонтных предприятий и передать их первому вице-премьеру Николаю Азарову, который, кстати, в ближайшее время намерен посетить Севастополь с целью изучения ситуации в рыбной отрасли.

Мэр Севастополя обратил внимание участников совещания на три составляющие развития города. Это туризм, порты и судоремонт. Развитие вышеназванных компонентов способствует наполнению городского бюджета и, соответственно, положительно сказывается на социальной сфере.

Все присутствовавшие на заседании президиума совета работодателей Севастополя были едины в одном: различные бюрократические преграды, мешающие развитию судоремонта города, нужно устранить усилиями местной и центральной власти.

Другие статьи этого номера