Театр на земле листригонов

Трудно сказать, когда впервые на живописных берегах бухты символов и предзнаменований появилось чудо под названием ТЕАТР. Может быть, в эпоху неолита? При раскопках на нашей древней земле находят маски, расписанные минеральными красками, наскальные рисунки, рассказывающие о ритуалах перед удачной охотой, глиняную посуду с изображением сценок из жизни суровых аборигенов Таврики. Может быть, с античных времен? В Херсонесе, чья власть распространялась в те времена на Гераклейский полуостров, хорошо сохранился театр под открытым небом, где ставились постановки о небожителях Олимпа. А может быть, со времен турецкого ига? Многочисленные разноязыкие наложницы гарема ублажали танцами и песнями хана на фоне величественных декораций Генуэзской крепости.Как бы то ни было, но первое театрализованное действо, зафиксированное для нас историей, датируется 1787 годом. Режиссером этой грандиозной постановки являлся светлейший князь Григорий Потемкин. К приезду Екатерины II в Балаклаву он устроил необычное шоу, где в главных ролях выступили сто представительниц из знатных греческих семей. В экстравагантных костюмах под предводительством Елены Сарандовой «амазонки» грациозно гарцевали на белых скакунах. Зрители, а среди них были австрийский император Иосиф, французский посол Сегюр, принцы Насау-Зиген и де Линь, остались довольны. Артисткам был пожалован щедрый гонорар — по 10 тыс. рублей серебром, а предводительнице экзотической роты императрица пожаловала перстень с бриллиантом!

Живописные балаклавские берега притягивали многих служителей Мельпомены. Балаклаву и ее окрестности в свое время посетил автор великой комедии «Горе от ума» Александр Грибоедов. В 1860 году вместе с актером А.Е.Мартыновым здесь побывал драматург Александр Островский.

Официально первый городской театр «Прогресс» распахнул свои кулисы к неописуемой радости публики, довольствовавшейся до этого самодеятельными домашними постановками, в 1890 году. Деревянное здание было построено на средства местных меценатов на пустыре в торце бухты (ныне перекресток улиц Новикова и Крестовского). Кроме постоянной труппы, играли и приезжие знаменитости: М. и В.Петипа, П.Орленев, давали концерты Жеребцова-Андреева, Бочкарь, Дейши-Сионицкая, Большаков, Андреев.

В театре устраивались благотворительные вечера в пользу бедных. Молоденькими барышнями приглашения разносились в богатые дома, где за билеты платили выше их номинальной цены. Случались и скандалы. Живший тогда в Балаклаве писатель и драматург, автор пьесы «Ревность» М. П. Арцыбашев однажды вызвался доставить билеты Матвею Александровичу Апраксину, чья великолепная дача находилась на западном берегу бухты. Граф не удостоил писателя аудиенции. Оскорбленный Арцыбашев вызвал Апраксина на дуэль, но секундантов так и не дождался. В другой раз он устроил погром в театре, где шла постановка с участием его жены — начинающей актрисы Елены Княжевич. За причиненный ущерб пришлось заплатить солидный штраф. Городская пресса устроила бурю: «Скандал в «Прогрессе», «Хулиганский поступок Арцыбашева», но Михаил Петрович был доволен: «…Всего полтораста рублей, а сколько написали и в скольких газетах! Ни об одном из моих романов, даже о «Санине», так дружно не писали!»

После огромного успеха пьесы «Дети Ванюшина» в 1901 году в Балаклаве провел несколько курортных сезонов Сергей Александрович Найденов (Алексеев). Выходец из купеческой семьи, окончив Московское музыкально-драматическое училище, он несколько лет играл на провинциальной сцене. В один из приездов, специально для автора, в театре поставили нашумевшую пьесу.

В соседнем с Балаклавой Чоргуне (ныне Черноречье) обосновался в своем имении композитор Павел Бларамберг — автор пяти опер: «Тушинцы», «Скоморох», «Демон», «Мария Бургундская», «Девица-русалка». Его жена Минна Карловна, урожденная баронесса фон Врангель, обучалась вокалу в Париже. Ей рукоплескали столичные зрители. В своем доме, построенном в «турецком вкусе», Минна Карловна устраивала музыкальные вечера, часто давала концерты в Севастополе в Народном доме и в балаклавском театре.

Ни один приезд в городок знаменитостей не оставался не замеченным в «Прогрессе». По воспоминаниям Марии Куприной-Иорданской, после выхода в свет «Поединка» балаклавцы устроили овации Александру Куприну на встрече в театре. Чуть позже там же состоялась встреча с Дмитрием Маминым-Сибиряком — автором популярных тогда «Аленушкиных сказок».

В 1908 году к своему брату, антрепренеру Виктору Кугелю, приехал театральный критик Александр Кугель. В Санкт-Петербурге он создал театр сатирической пьесы «Кривое зеркало». Вместе с гостившими тогда в Балаклаве столичными актерами автор мемуаров «Театральные портреты» поставил на местной сцене несколько пародий на различные спектакли того времени.

По инициативе поэта Ф.К. Сологуба в марте 1913 года совершал турне по Крыму со своими «поэзоконцертами» Игорь Северянин (Лотарев). На пыльном авто после гастролей в Севастополе он вместе с женой Сологуба Анастасией Чеботаревой заехал в Балаклаву:

Я принял ту красу тотчас.

От Байдар

Вдоль побережья нас автобус

Извилисто стремил. Мы оба

С восторгом на морской пожар —

Закат светила — любовались…

Чеботарева читала эссе и переводы, после чего «выпускала» Северянина. Поэт приводил публику в экстаз. Для эстрады он избрал маску «эстета-гения». В строгом черном костюме, со скрещенными на груди руками, подчеркнуто отстранясь от публики, не читал, а распевал свои поэмы. После выступления «сологубовцы» направились в Ялту, где жила тетя Игоря — Е.К. Мравинская, бывшая когда-то примой Мариинского театра.

В революционное лихолетье подмостки сцены стали трибуной для митингов и сходок. Во время гражданской войны Аркадий Аверченко совместно с писателем Анатолием Каменским открывает в Севастополе Дом артиста, где ставятся постановки нового театра — «Гнездо перелетных птиц». Спектакли этого театра, а также творческие вечера Аверченко с успехом проходили в «Прогрессе».

В двадцатые годы, когда Красная Армия освободила Балаклаву, адъютантом коменданта назначается 24-летний венгр Мате Залка (Б.Франкль). Он загорается идеей создать театр для красноармейцев. В труппу вошли актеры, застрявшие в городке, и его будущая жена Вера Ершова, гостившая здесь у сестры. Она мечтала стать актрисой и брала уроки вокала у Ольги Феодосьевой — образованной талантливой пианистки, которая прочила ее на роль травести. В короткий срок были поставлены «Женитьба», «Без вины виноватые», «Мертвые души», где Мате выступал и как актер, и как режиссер-постановщик. Позже, уже работая директором Театра Революции (ныне театр им. Маяковского) в Москве, он вспоминал свой балаклавский опыт.

Революционные ветры занесли в наш городок великого русского певца Леонида Собинова и его жену Н.Мухину. Здесь родилась их дочь Светлана. Собинов выступал в балаклавском театре, пел в организованной им опере вместе с Л.Н. Балабановской и актерами, оказавшимися в то время в Крыму. С ноября 1920 года возглавил подотдел искусств Севастопольского отдела народного образования.

Говоря о театре, нельзя не вспомнить о художниках, имевших отношение к сценическому искусству. В Балаклаве бывали В.А. Серов, писавший портреты великих актеров того времени — Ермолову, Рубинштейна, Шаляпина; В.Д. Дервиз — автор театральных костюмов к историческим постановкам; И.Я. Билибин, создавший декорации к операм «Борис Годунов», «Руслан и Людмила»; P.P. Фальк — по его эскизам выполнены декорации к многим спектаклям, шедшим на сценах столичных театров.

Балаклава стала местом рождения бессмертной пьесы Всеволода Вишневского «Оптимистическая трагедия». 24 августа 1932 года драматург записал в своем дневнике: «5 часов 5 минут. Первая читка на горе, над морем, у Генуэзской крепости — я и С.К.»

С.К. — Софья Касьяновна — жена писателя. В то время она работала художником в Московском театре для детей. Ею оформлены многие спектакли театра им. Ермоловой, театра им. Ленсовета, Театра музыкальной комедии, созданы костюмы и грим для экранизации «Оптимистической трагедии» на «Мосфильме». Через год Вишневский работает в Балаклаве над сценарием кинофильма «Мы из Кронштадта». Съемки проходили в Крыму, недалеко от нашего городка. В марте 1936 года в Доме Красной Армии и Флота в Севастополе на показе ленты присутствовали режиссер Е.Дзиган, оператор Н.Наумов-Страж и автор Всеволод Вишневский.

В 30-е годы балаклавский театр заполнили кружки самодеятельности рыбоконсервного завода, дробильно-обогатительной фабрики, колхоза «Профинтерн». Здесь проходили политинформации, слеты передовиков, концерты. Наша землячка Анна Малюта в 1934 году стала победительницей на конкурсе им. П.И.Чайковского в Москве. Старожил А.А.Чесняк вспоминал, как в 35-м году в театре состоялась встреча с Максимом Горьким. Зал, до отказа набитый людьми, долго не отпускал со сцены «Буревестника революции».

В первые дни обороны Севастополя от фашистов деревянное помещение театра сгорело. Остался каменный подвал, который стал своеобразным некрополем для защитников Балаклавы. Немцы, засевшие на вершинах близлежащих гор, методично обстреливали каждый клочок израненной земли. Только с наступлением темноты местные жители сносили в подвал трупы наших павших бойцов.

Но театр продолжал жить! Учитель пения И.З. Калашников создал из балаклавских ребят агитбригаду, которая выступала на боевых позициях, в госпиталях, бомбоубежищах. Особым успехом пользовались песни «Чайка» и «Синий платочек» в исполнении Ляли Панченко. На смотре художественной самодеятельности, который проходил в бомбоубежище на Максимовой даче, агитбригада заняла призовое место. Особенно отличилась маленькая балерина Ляля Ефграфова.

После войны в Балаклаве разместился дивизион подводных лодок. Строгие законы военного гарнизона не позволяли принимать заезжих знаменитостей. Лишь немногим деятелям эстрады разрешалось посетить секретную цитадель.

В 70-е годы интересный случай произошел с художником театра им. А.В.Луначарского В. Озерниковым. К Дню ВМФ на сцене ДОФа ставили шефский спектакль. Выйдя на балкон, художник невольно залюбовался видом Балаклавы и живописной бухтой. Достав фотоаппарат, хотел запечатлеть красоты. Но как из-под земли появился патруль и… изъял пленку у опешившего Озерникова.

В январе 1980 года в стенах балаклавского Дома офицеров флота начал работу театр-студия «Время» под руководством актера театра им. Луначарского Юрия Мацарева. Были поставлены пьесы: «Шторм», «Волны над нами», «Восемь любящих женщин», «Снежная королева».

Сейчас в Балаклаве под руководством Людмилы Сухановой работает небольшая детская студия театра кукол «Саквояж». Театральные постановки сегодня для балаклавцев — большая редкость. Можно, конечно, съездить и в Севастополь, но вот добраться вечером после спектакля домой серьезная проблема. Может быть, пришло время возродить театр «Прогресс»?

Другие статьи этого номера