С 1 июля иностранные порты откажутся принимать две трети наших судов

Директор отечественного Регистра судоходства В.Севрюков отметил активность в деле получения сертификата лишь четырех судоходных предприятий страны. И среди них — Севастопольская СК ОАО «Персей». Короткое интервью мы взяли у ведущего специалиста управления эксплуатации флота ОАО «Персей» Аллы Приходько:Мировой морской бизнес перешел от пассивного неприятия терроризма к активным превентивным мерам. Международная морская организация (IMO) внедряет ISPS для предотвращения террористических актов, направленных против судов в море и портах, и обеспечения безопасности как на борту судна, так и на территории порта. Это будет стандартизированная система оценки риска, позволяющая властям вводить соответствующие его уровню меры безопасности. Каждое судно должно будет иметь Международный судовой сертификат безопасности (ISSC), удостоверяющий соответствие судна требованиям ISPS.

Проверка сертификата будет в ведении администрации порта. В случае появления угрозы власти порта могут принять дополнительные меры безопасности. От капитана могут потребовать предоставления предварительной информации о судне, его пассажирах и грузе до его захода в порт. Ответственность за достоверность предоставляемой информации, а также за наличие на борту информации о владельцах судна возлагается на компанию — владельца корабля.

В Украине сертификация проходит со скрипом. Причем как в хозяйстве «Укрморпорта», так и среди судоходных компаний. В портовом хозяйстве сразу же появились бесхозные, так называемые ведомственные, причалы. Минтранс до сих пор не может разобраться с Минагрополитики, куда относятся рыбные порты. Ответственность за их сертификацию брать на себя никто не хочет. Как заявили в пресс-службе «Укрморпорта», их наберется с полдюжины.

Также возникли некоторые проблемы с судостроительными заводами, которые тоже в некотором роде занимаются перевалкой грузов. А в целом все идет по разработанным планам, отметили в пресс-службе.

С судоходными компаниями и судовладельцами вопрос иной, можно сказать, критический. Здесь сертификацией озадачили Регистр судоходства Украины. По словам его директора Владимира Севрюкова, в декабре, после проведения семинара на эту тему, зашевелились не все. В хозяйстве числится более 250 кораблей, которые принадлежат 90 компаниям. Сегодня только по 61-му кораблю поданы планы по сертификации, а по 57-ми из них они согласованы с регистром.

Естественно, что к 1 июля успеют не все. Как отмечает Севрюков, сертификаты невозможно раздавать всем желающим день в день с момента подачи документов. По его словам, вначале утверждаются планы охраны, после этого совместно с судоходной компанией осуществляется процедура внедрения, которая приблизительно длится два месяца. Затем компания проводит внутренний аудит и только после этого проводится сертификация регистром.

Сейчас только судоходная компания «Торговый флот Донбасса» получила сертификаты на несколько своих кораблей, заявляет Севрюков. Активно ведут себя такие предприятия, как «Персей», «Глория» и «Укрречфлот». Однако по судам, находящимся в госсобственности, никакого движения не происходит. Сегодня ни одного плана сертификации по ним с регистром не согласовано.

Одновременно большое количество кораблей находится за пределами государства. Не все они работают через отечественные порты. Поэтому соответствие международным конвенциям для них жизненно важно. По словам Севрюкова, активно ведется работа с МИД Украины и посольствами по упрощению получения виз для специалистов регистра. Важно провести работы на местах, чтобы компании не отправляли суда в Украину только ради сертификации. Кроме того, есть договоренности с иностранными регистрами о проведении работ их силами, отмечает глава ведомства.

Однако, несмотря на все усилия, многие считают, что около двух третей судов просто физически не успеют сертифицировать. При этом некоторые компании либо по незнанию, либо из-за финансовых вопросов тянут с этим. По мнению Севрюкова, в последний момент на регистр обрушится град звонков и писем с просьбами в кратчайшие сроки провести сертификацию запоздавших компаний. Но процедуру нарушить будет нельзя.

В марте в интервью программе «Деловой мир» на Первом национальном телеканале директор госдепартамента морского и речного флота Геннадий Скворцов заявлял, что Украина успеет в срок переоснастить флот в соответствии со всеми требованиями Международной морской организации, сообщают «КВ». По его словам, если даже финансовое положение предприятия не будет позволять оплатить необходимые программы, им в этом поможет Мин-транс. Катастрофы здесь никакой нет, отмечал он, хотя тут же признал, что сегодня больше половины украинского флота не готово к выполнению этих требований.

На общем фоне

— Сетификат Морского кодекса isps-Code должны теперь иметь все наши суда, уходящие в рейс за рубеж. Мы обязаны обеспечить для каждого своего судна наличие двух документов — по оценке охраны судна и конкретный план охраны. Делает это или сам судовладелец, или организация, уполномоченная на то Регистром судоходства Украины.

На сегодняшний день соответствующие документы с трех судов ОАО «Персей», работающих под государственным флагом, уже получили одобрение регистра и поступили в распоряжение офицера, ответственного за охрану каждого судна. Затем в мае последует выполнение экипажами ряда спецмероприятий и можно будет приглашать на борт инспекторов регистра, которые выдадут международные свидетельства об охране судна.

Другие статьи этого номера