Государственный комитет Украины по надзору за охраной труда требует в максимально сжатые сроки привести в безопасное состояние лифтовое хозяйство, поскольку ситуация достигла критической отметки.Об этом шла речь на Всеукраинском совещании по вопросам работы лифтового хозяйства, сообщает «Корреспондент.Net». Отмечалось, что темпы развития жилищного строительства превысили темпы разработки и изготовления надежных отечественных лифтов и поэтому безопасность их эксплуатации становится одним из ключевых вопросов безопасной жизнедеятельности населения. Количество жалоб на некачественную работу лифтового хозяйства увеличивается из года в год. В многоэтажных домах Украины смонтировано около 90 тысяч лифтов, и из них более 18 тысяч, то есть каждый 5-й, уже отработали свой ресурс и требуют проведения технической экспертизы для определения возможности их дальнейшего использования.
Согласно действующему законодательству именно владельцы лифтов (жилищно-коммунальные конторы, управления, жилищно-строительные кооперативы, предприятия и организации) несут персональную ответственность за техническое состояние лифтового хозяйства и в случае отсутствия разрешения на эксплуатацию должны приостановить их работу. Однако выполнять эту законодательную норму собственники, как правило, не спешат. И связано это не только с хроническим отсутствием средств, на которое они постоянно ссылаются, поскольку для жильцов многоэтажек стоимость за пользование лифтом входит в общую сумму платы за квартирные услуги, которая регулярно поступает от 70% граждан. В действительности не работает сама система, которая гарантирует надежное рабочее состояние этого сложного в техническом плане хозяйства.
На сегодняшний день трудно даже сосчитать, сколько организаций осуществляют ремонт и техническое обслуживание лифтов. 5 лет назад их насчитывалось 37, сейчас, по предварительным подсчетам, их почти 190. Именно поэтому на совещании подчеркивалось, что Госкомитет жилищно-коммунального хозяйства должен как можно скорее разработать документ, который регламентировал бы деятельность таких специализированных организаций и необходимый уровень их технической оснащенности.
Участники совещания подчеркнули, что разработанные госпрограммы замены и модернизации лифтов в большинстве областей носят формальный характер. Только в Киеве в течение этого года запланировано заменить 567 лифтов, во всех других областях — 147. Замена или модернизация такого количества лифтов не решит проблемы в целом, основными задачами остаются поднятие уровня технического обслуживания и модернизация уже действующей техники.
«Если в ближайшее время не будет ощутимых действенных изменений в работе этой службы, то лифты, которые не отвечают техническим нормам безопасности и угрожают жизни и здоровью наших граждан, будут остановлены», — резюмировал председатель Госкомитета по надзору за охраной труда Сергей Сторчак.