Депутатская вертикаль СДПУ(о): задачи и пути их решения

Севастопольская городская организация СДПУ(о) с большой радостью принимает в своем родном городе-герое коллег-однопартийцев — народных избранников из всех регионов Украины. На наши вопросы сегодня ответил секретарь городского комитета СДПУ(о) Владимир Иванович ВЫСОЦКИЙ.- Владимир Иванович, расскажите, какую цель преследует проведение таких депутатских форумов.

— Одним из главных аспектов утверждения социал-демократии в структуре представительской власти в стране является проблема построения депутатской вертикали. Ее формирование невозможно без создания многочисленного и надежного депутатского корпуса на местах. Такая деятельность подразумевает создание возможности не только декларировать лозунги социал-демократической идеологии, но и реализовывать их на практике, претворять в жизнь путем каждодневного кропотливого труда. Именно депутаты, как народные избранники, как те, кому избиратели выразили доверие, предоставили почетное и ответственное право выражать их интересы и чаяния, обязаны это делать. Для того, чтобы обозначить проблемы, с которыми приходится сталкиваться депутатам-социал-демократам, наметить пути их решения на разных уровнях депутатской вертикали, поделиться опытом, выработанным в разных регионах, и проводятся Всеукраинские совещания.

— Как Севастопольский горком СДПУ(о) сотрудничает с депутатским корпусом Севастополя?

— Имея недостаточно удовлетворительные результаты выборов в местные советы в 2002 году, Севастопольская городская организация может сегодня говорить о том, что социал-демократами становится все больше беспартийных депутатов городского, районных, сельских, поселковых советов, что является результатом нашей последовательной работы в этом направлении. На сегодняшний день членов нашей партии, работающих в органах представительской власти Севастополя, 47 человек. В Балаклавском и Нахимовском районных советах, в Инкерманском горсовете действуют депутатские фракции СДПУ(о), объединенные социал-демократы работают также в сельских и поселковых советах севастопольского региона. В депутатскую группу Гагаринского района входят 23 депутата районного совета. В Севастопольском городском совете в настоящее время два депутата являются членами СДПУ(о). Один из них — Заец С.П. — занимает должность заместителя председателя Севастопольской городской государственной администрации.

Нашей целью на сегодняшний день является создание фракции СДПУ(о) в горсовете Севастополя, поскольку это создаст большие возможности для дальнейшей плодотворной работы нашей организации. Сегодня можно говорить о том, что по сравнению с аналогичным периодом прошлого года наша организация добилась качественного изменения отношения к ней как со стороны рядовых горожан, так и со стороны руководства города и политических и общественных объединений в Севастополе. В этом есть большая заслуга и тех депутатов, которые строят свою работу на принципах социал-демократической идеологии.

— Владимир Иванович! Как вы можете оценить работу Севастопольского городского совета нынешнего созыва?

— К сожалению, вынужден констатировать, что деятельность севастопольской представительской власти в радужных тонах мне обрисовать никак не удается. Не буду вдаваться в подробности, скажу только, что наши избранники не слишком заботятся о том, чтобы выполнить свои предвыборные обещания. Наши уважаемые читатели наверняка помнят, как в своих предвыборных агитационных материалах будущие депутаты обещали всяческие блага севастопольцам. Например, практически все кандидаты в депутаты городского совета обещали уделять больше внимания приведению в порядок придомовых территорий и зон отдыха горожан, в частности матерей с детьми. И разве благодаря уже более чем двухгодичной работе нашей представительской власти в городе появилось больше детских площадок? Или появились места, специально оборудованные для детского отдыха? Совсем наоборот! Во дворах даже старые, кое-как оборудованные места отдыха отдаются под стоянки автомашин, под строительство «наливаек», просто становятся местом «культурного отдыха» граждан совсем не детского возраста, решивших «поправить свое здоровье после вчерашнего». Мнение горожан, жильцов многоквартирных домов и даже их объединений — кондоминиумов — очень часто при выделении участков на придомовой территории различным предпринимателям вообще не учитывается, что противоречит ст. 42 Земельного кодекса Украины. Нам известно о таких случаях и о том, что несколько заявлений по таким вопросам в горсовете не рассматривались, ответы заявителям не направлялись. По мнению наших местных депутатов, участков земли для передачи ее под обустройство мест культурного отдыха горожан просто не хватает!

Мы, севастопольские объединенные социал-демократы, не желаем мириться с таким положением дел, поэтому наш городской комитет СДПУ(о) сейчас проводит акцию «Красивое детство», в рамках которой мы закупаем, привозим и устанавливаем детские площадки, передаем их в подарок юным гражданам нашего города.

Вообще должен заметить, что местный совет, имеющий монополию в области распределения земельных участков, превратил эту сферу своей деятельности в возможность злоупотребления властными полномочиями. К тому же изумляет, насколько «закрытой» для широкой общественности остается работа городского совета, в то время как на каждом шагу народные избранники кричат о «прозрачности и открытости» своей деятельности! Нам известно по многочисленным обращениям граждан ко мне, как адвокату и как секретарю Севастопольского горкома СДПУ(о), о том, что Севастопольским городским советом систематически нарушаются предусмотренные ст.ст. 118, 123, 151 Земельного кодекса Украины и ст. 20 закона Украины «Об обращениях граждан» о месячном сроке рассмотрения материалов и обращений о выделении земельных участков, принятии решений по ним, а также других обращений по земельным вопросам.

Из компетентных источников Севастопольскому горкому СДПУ(о) стало известно, что всего в 2003 году в нарушение указанного законодательства Севастопольским городским советом (отделом регулирования земельных и водных отношений исполнительного аппарата городского совета) не рассмотрено более 300 материалов и обращений о выделении земельных участков, которые пришли из Севастопольской городской государственной администрации, а также других обращений от граждан и юридических лиц по земельным вопросам. Эти материалы и обращения на протяжении года находятся в отделе регулирования земельных и водных отношений исполнительного аппарата горсовета и не рассмотрены, решения по ним не приняты, ответы заявителям и в СГГА не переданы. Более того, исполнительный аппарат горсовета не находит времени для того, чтобы оповестить заинтересованных лиц о том, когда на сессии горсовета их вопросы будут рассматриваться, поэтому люди очень часто не имеют возможности выступить перед депутатами в защиту своих интересов и могут только получить извещение об уже состоявшемся заседании и принятом решении.

Кроме того, нашей партийной организации менее года назад пришлось выступить против решения Севастопольского городского совета депутатов от 10.06.03 1158 «Об утверждении Положения об организации и проведении реконструкции чердачных и мансардных помещений» как идущего вразрез с законодательством Украины и нарушающего права собственников квартир в домах, где указанную реконструкцию предполагалось проводить.

— В чем же причина такого положения дел? Почему представительская власть в Севастополе дает повод для столь серьезной критики в ее адрес?

— Я считаю, что основных причин для этого две. И обе они правового характера. Во-первых, до сих пор не существует закона о статусе Севастополя. Результат этого — неопределенность властных полномочий представительской и исполнительной ветвей власти в городе. Недостаточно разработанная правовая база деятельности Севастопольского горсовета приводит к тому, что в городе периодически возникает ситуация противостояния между названными ветвями власти, что никоим образом не идет на пользу рядовому горожанину. Вообще вопрос о Севастопольском горсовете вызывает особый интерес: на сегодняшний день горсовет совмещает в себе функции как городского, так и областного совета, что никоим образом не согласуется с законодательством Украины. Городской совет, представляя население административной единицы — Севастополя берет на себя функции представителя и всех иных административных единиц севастопольского региона, имеющих собственные представительские органы.

Второй причиной сложившейся ситуации является, по-моему, тот факт, что городской совет нынешнего созыва избирался по мажоритарному принципу, который уже на момент выборов в 2002 году не соответствовал требованиям времени. Увы, сама жизнь доказала, что «мажоритарщики» не в состоянии справиться со своей задачей. Сегодня общеизвестно, что успех на выборах по мажоритарным округам зависит от того, сколько денежных знаков способны кандидаты вложить в свою избирательную кампанию. Соответственно, получив голоса избирателей и войдя в состав областного или городского совета, кандидат-мажоритарщик прежде всего озабочен тем, чтобы как можно быстрее вернуть вложенные в выборы суммы да еще и желательно во много раз увеличить их поступление. Причина этого прежде всего в том, что реального механизма ответственности депутата перед избирателями до сих пор не было. Принятие закона о пропорциональных выборах, в том числе и в местные советы, по-моему, является реальным путем к созданию ответственной власти.

— Почему?

— Пропорциональный принцип избрания депутатов даже в местные органы представительской власти поможет сделать властьимущих более ответственными. Не надо бояться, что «пропорционалка» обезличивает процесс выборов, т.е. что люди не будут знать, кому именно они отдают свои голоса. Партия, за которую станут голосовать избиратели, состоит из людей. Оценив их деятельность как партийцев, как выразителей идеологии партии и радетелей за воплощение программы партии в жизнь, граждане проголосуют за ту или иную политическую силу. В то же время, придя к власти, политическая сила, для того чтобы эту власть сохранить, будет воплощать свои идеи в жизнь. И по результатам работы политической силы избиратели уже будут решать, отдать ли им свои голоса в поддержку находящейся у власти партии еще раз или воздержаться.

Я уверен, что наш народ достаточно разумен, чтобы оценить политические силы в стране и понять, что предвыборной «раздачи слонов» недостаточно для того, чтобы политическая сила получила власть. Поэтому зная, как интенсивно и напряженно работала и работает СДПУ(о) не только в период предвыборной гонки, а ежедневно во благо жителей Севастополя и всего народа Украины, я уверен в благополучном для нашей партии исходе любых предстоящих выборов.

Цель упомянутого закона — сформировать систему ответственной власти в стране. Идеология партии, каждый день ее существования и работы формирует отношение к партии у избирателей. Политическая партия, приходя к власти по пути избрания в парламент по партийным спискам, обязана выполнить свои предвыборные обещания, обеспеченные Программой ее деятельности, и тем самым реализовать кредит доверия граждан, проголосовавших за нее.

Нелегким был путь к новому принципу выборов для всех политических сил в Украине. Хочется заметить, что позиция объединенных социал-демократов в этом вопросе была и остается выдержанной, последовательной и направленной на осуществление политических преобразований. Наша партия с честью выдержала экзамен на умение отстаивать свои принципы демократическим путем, показала себя истинно парламентской партией. Фракция СДПУ(о) в Верховной Раде показала себя как самый активный участник парламентского большинства, настроенного на демократические преобразования в Украине. И руководство партии, и ее рядовые члены не отступают от основных принципов идеологии социал-демократии в области политики — политической корректности, эволюции политических преобразований, не прекращают попыток наладить конструктивные и деловые отношения с представителями различных политических течений с целью сохранения гражданского мира в стране.

Другие статьи этого номера