Заработная плата в свете нового закона о налоге с доходов физических лиц

ВОПРОС: Каков порядок налогообложения заработной платы с 01.01.2004 года и в какие сроки необходимо перечислять налог в бюджет?

ОТВЕТ: В соответствии с положениями пп. 4.2.1. п 4.2 статьи 4 закона Украины от 22.05.03 N 889-IV «О налоге с доходов физических лиц» (далее закон), в состав месячного налогооблагаемого дохода включаются доходы в виде заработной платы, другие выплаты и вознаграждения, начисленные (выплаченные) налогоплательщику в соответствии с условиями трудового или гражданско-правового договора. В своем письме разъяснительного характера Государственная налоговая администрация Украины (N1606/617-3116 от 03.03.2004) подчеркивает, что для целей налогообложения налогом с доходов физических лиц термин «заработная плата» имеет более широкое понятие , чем определяют закон Украины «Об оплате труда» (от 24.03.95 N 108 95-ВР) и разработанная в соответствии с ним Инструкция по статистике заработной платы (от 13.01. 2004г. N 5). Некоторые из выплат, не относящиеся к фонду оплаты труда, перечень которых приведен в вышеназванной Инструкции, в свете закона о налоге с доходов физических лиц подпадают под термин «заработная плата», выплачиваемая в связи с отношениями трудового найма.

В частности, в соответствии с пп. 4.3.1. «д» пункта 4.3. статьи 4 закона в состав общего месячного ( годового) налогооблагаемого дохода налогоплательщика включаются выплаты, связанные с временной потерей трудоспособности, регрессные выплаты в соответствии с пп. 4.2.4. п.4.2. ст.4 — сумма страховых взносов (страховых премий) по договору добровольного страхования, уплаченная любым лицом — резидентом, иным, нежели налогоплательщик, за такого налогоплательщика или в его пользу, кроме указанных в данном подпункте случаев, оплата стоимости путевок, предоставляемых на условиях иных, нежели указано в пп. 4.3.24. п.4.3. ст.4 закона, нецелевая благотворительная помощь, в том числе материальная, предоставление которой не соответствует положениям пп. 9.7.3. п.9.7. статьи 9 закона.

В новом законе появилось такое понятие как «налоговый агент». Налоговый агент — юридическое лицо (его филиал, отделение, другое обособленное подразделение) или физическое лицо либо нерезидент или его представительство, которые независимо от их организационно-правового статуса и способа обложения другими налогами обязаны начислять, удерживать и уплачивать этот налог в бюджет от имени и за счет налогоплательщика, вести налоговый учет и представлять налоговую отчетность налоговым органам в соответствии с законом, а также нести ответственность за нарушение норм настоящего закона.

В соответствии с этим определением юридические лица и физические лица — субъекты предпринимательской деятельности будут для своих наемных работников налоговыми агентами.

При начислении доходов в виде заработной платы объект налогообложения определяется как начисленная сумма такой заработной платы, уменьшенная на сумму сбора в Пенсионный фонд Украины или взносов в фонды общеобязательного государственного пенсионного страхования.

К суммам начисленной заработной платы может быть применена социальная льгота. Налоговая социальная льгота применяется к начисленному месячному доходу в виде заработной платы исключительно по одному месту его начисления (выплаты). В 2004 году размер социальной льготы составляет 61,50 и применяется в том случае, если начисленная заработная плата составляет менее 510 гривен для любого налогоплательщика (кроме того, существуют льготные категории налогоплательщиков, для которых социальная льгота составляет 150 % и 200 % от 61,50. В следующей публикации мы подробнее остановимся на этом вопросе). Хотим подчеркнуть, что налоговая социальная льгота применяется только по одному месту работы. Если налогоплательщик подает заявление о применении льготы более чем одному работодателю, то такой налогоплательщик несет за это нарушение ответственность.

С 01.01.2004г. исчезает такое понятие, как основное место работы и неосновное. Ставка налогообложения единая для всех мест работы и составляет 13 %.

В соответствии с пп. 8.1.2. закона налог подлежит уплате (перечислению) в бюджет при вы-плате налогооблагаемого дохода единым платежным документом. Банки не имеют права принимать платежные документы на выплату дохода, не предусматривающие уплату (перечисление) данного налога в бюджет. Если налогооблагаемый доход начисляется , но не выплачивается плательщику налога лицом, которое его начисляет, то налог, подлежащий удержанию из такого начисленного дохода, подлежит уплате (перечислению) в бюджет в сроки, установленные законом для месячного налогового периода, т.е. до 30 числа (включительно) следующего месяца. Таким образом законодательно установлено, что даже те предприятия и предприниматели, которые нерегулярно выплачивают заработную плату, обязаны ежемесячно перечислять налог с доходов в бюджет.

Что же касается случая выплаты заработной платы в неденежной форме или наличными из кассы, то в соответствии с законом налог должен быть уплачен в бюджет в течение банковского дня, следующего за днем такой выплаты.

Другие статьи этого номера