Этих Дней…

У нас появились весомые основания, чтобы сделать вывод: значительная часть наших людей досыта насмотрелась рассчитанных на массового потребителя боевиков, мыльных донельзя мелодрам. В числе первых это почувствовала главная стряпуха на городской киношной кухне Н.М.Никитина. Ей по должности директора кинообъединения «Киномир» полагается улавливать едва наметившиеся перемены в настроениях и запросах зрителя. Напомним, что, набивая шишки, Надежда Михайловна пробила дорогу в ряд кинотеатров Севастополя современному объемному звуку, после длительного забвения вернула в город стереокино. А сегодня, не отказываясь от прежних наработок, она повернулась лицом к той группе публики, для которой Его Величество Кино не столько забава и развлечение, сколько источник ответов на выдвигаемые нашей полной противоречий жизнью вопросы. Так Н.М.Никитина первой в Севастополе обратилась к сотрудничеству с киевлянами — создателями и реализаторами проекта «Артхаус Трафик».»Артхаус» — это изобретение поднаторевших в сфере кинобизнеса американцев, нашедших единомышленников в мире, в том числе и в Украине. Все просто и надежно. Проект предполагает раздумья и глубокий эмоциональный контакт зрителя с фильмом как произведением искусства. Концепция проекта: показывать свежие, малоизвестные ленты, ограниченные незначительным выходом копий. Схема, предложенная «Артхаус Трафиком», тоже предельно проста: фильмы стартуют в Киеве, дальше — по крупным городам и культурным центрам страны. Демонстрируются только один день, только 2-3 сеанса и только в одном кинотеатре.

27-30 мая в рамках проекта «Артхаус Трафик» в Одессе, в кинотеатре, названном именем этого славного города-героя, прошли Дни скандинавского кино. А сегодня единственные у нас копии уже в Севастополе. Наш город — второй в составленном организаторами Дней маршруте. За нами оказались Харьков, Днепропетровск, Донецк, Киев, Львов, Винница и Запорожье. Оказавшиеся у нас студенты-харьковчане хвастали по мобильнику перед сверстниками тем, что они первыми в Севастополе посмотрят картины стран Скандинавии. Для молодых это важно: быть везде первыми. Кстати, наш «Киномир» — в числе организаторов Дней вместе со всемирно известной фирмой «Oriflame» и «Артхаус Трафик». Определено, что 3-6 июня фильмы стран Скандинавии будут показаны в зале кинотеатра «Украина». Небольшой, уютный, он, по мнению Надежды Михайловны, лучше остальных подходит для восприятия высокоинтеллектуального кино. Три сеанса пройдут с интервалом в два часа, с 15.00, в очень подходящее время. Зрителям будут предложены исландский фильм «Ной — белая ворона», финский — «Человек без прошлого», датско-исландский «101 Рейкьявик» и шведский «Давай! Давай».

«Ной — белая ворона», невидимая на фоне снежных гор в замороженном исландском городке, где есть всего одна книжная лавка, одна бензоколонка, один музей… Однако нет необходимости рассказывать содержание фильмов. Достаточно лишь сказать, что обстоятельные молчуны-северяне создали оригинальный кинематограф. К удивлению кинош-ных европейских стран — таких как Италия, Франция — произведения мастеров стран Скандинавии берут на престижных фестивалях приз за призом, премию за премией. Так, «Человек без прошлого» имеет Гран При, приз за лучшую женскую роль, приз экуменистического жюри и такую диковинную награду, как приз «Собачья пальмовая ветвь» Международного кинофестиваля в Каннах, призы Сан-Себастьяна, Генте, Европейской киноакадемии «Феликс» и многие, многие другие, в том числе и американский «Оскар».

Не менее волнующие картины нас ждут впереди. Не удержусь, чтобы не сказать о совместном киношедевре мастеров Франции, Италии, Германии, Испании и Швейцарии «Птицы». Пять съемочных групп работали три года на семи континентах, использовав всевозможные технические изыски — от дистанционно управляемого планера до вертолета и воздушного шара. Покрывая сотни тысяч километров, следуя за сотнями разных видов птиц, фильм создает настоящую поэзию полета. От Северного полюса до пустыни — это гипнотическое путешествие, полное фантастических сюрпризов. Браво, режиссер Жак Перрен!

Реализуемый у нас проект «Артхауса» дал импульс для создания в Севастополе клуба любителей интеллектуального кино. Уже есть его члены, его председатель. Ряды их единомышленников множатся. Людей привлекают сюда не только преимущества, предусмотренные учредительскими документами, но и открывшаяся возможность содержательного общения с единомышленниками.

Кто-то в городе пытался следовать полезным начинаниям хозяйки «Киномира». Иногда, заметим, не без успеха. Но повторить Н.М.Никитину в «Арт-хаус Трафик» почти или вообще невозможно. В бизнесе это многое значит. Почин Надежды Михайловны свидетельствует о том, что приход или возвращение к нам элитарного кино — верный показатель того, что общество выходит не только из экономического, но и из интеллектуального кризиса.

Другие статьи этого номера