Цены у нас немалые, а сервис?

Несмотря на довольно робкую поступь крымского лета, в Севастополе уже вовсю замелькали беззаботные лица отдыхающих. Кстати, предстоящий курортный сезон обещает городу увеличение населения, как минимум, на 230 тысячИ первое, с чем неминуемо предстоит столкнуться гостям белокаменного, помимо неповторимой крымской природы, — это сервис нашей торговли.

— Цены у вас немалые, а обслуживание оставляет желать лучшего, — поделились впечатлениями коллеги-журналисты, приехавшие из ближнего зарубежья. — Чего только не увидишь на здешних предприятиях общественного питания и торговли: небрежно вытертые столы, чашки со следами губной помады, официантов, размахивающих тряпками, и прочее, и прочее. В одном из магазинчиков Мартыновой бухты, например, из-за отсутствия сдачи с пятидесятигривенной купюры продавец отказалась отпустить покупателям бутылочку минеральной воды.

Аналогичная ситуации, к слову, у нас сплошь и рядом.

— Разменяйте где-нибудь деньги, — привычно слышим мы от продавцов и уходим из магазина ни с чем. А ведь настоящий хозяин никогда не допустит, чтобы продавец, по сути, не был готов к торговле…

Выяснить, наконец, что же это такое — элементарное неуважение к покупателям или нарушение правил торговли, корреспонденты газеты отправились в городское управление торговли и бытового обслуживания населения.

Как пояснили в управлении, согласно порядку ведения кассовых операций в национальной валюте Украины, предприятия торговли и общественного питания при совершении кассовых операций в обязательном порядке должны быть обеспечены монетами разных номинаций для выдачи гражданам сдачи. Невыдача сдачи из-за отсутствия разменной монеты является нарушением кассовой дисциплины и, согласно Административному законодательству Украины, предусматривает штрафные санкции. Однако жалобы подобного рода в управление торговли не было еще ни одной. Большей частью покупатели обращаются по поводу качества приобретенных товаров. Что касается культуры обслуживания, то последнее зависит не столько от профессиональной подготовки, сколько от личных качеств сотрудников, а также от формы оплаты их труда.

Безусловно, образ советской продавщицы в ее худшем варианте навсегда ушел в прошлое — настали иные времена. Сегодня ни один владелец бара, кафе, ресторана или магазина не захочет терять клиентов, соответственно и прибыль, из-за конфликтного работника. Но, увы, мир несовершенен. Поэтому, уважаемые покупатели, если обслуживающий вас продавец допустил грубость, не говоря уже об обвесе или обсчете, не стоит оставлять сей факт без внимания. На рабочем месте у каждого работника торговли имеется «Книга отзывов и предложений». И зря думают некоторые, что предмет этот годится лишь для «выпуска пара»: в трехдневный срок администрация торгового предприятия должна рассмотреть вашу жалобу либо нарекание, принять соответствующие меры и дать ответ (если вы, конечно, захотите указать свои реквизиты). А при более серьезных конфликтах (бывает, к сожалению, и такое) вы вправе обратиться в суд в порядке гражданского судопроизводства, поскольку купля-продажа — это не что иное, как устный договор, нарушение или невыполнение которого предусматривает правовую ответственность.

Говоря об этике торговли, было бы несправедливым не упомянуть, что процесс купли-продажи обязывает к уважению и вежливости обе стороны. Порой несдержанными в поведении бывают и покупатели, обрушивающие на продавца бурю негативных эмоций.

— Стоя за прилавком, можно услышать всякое, — говорят работники рынка, — особенно резки в оценках пожилые люди. Но поверьте, кто, как не продавец, заинтересован, чтобы покупатель остался довольным и качеством товара, и обслуживанием и заглянул на его торговую точку снова!

Кстати

Накануне Дня города работники управления торговли и бытового обслуживания населения провели соответствующий «инструктаж» руководителей рынков, в т.ч. по вопросам соблюдения всех требований при реализации товаров на рынках и об установлении размера оплаты услуг, которые предоставляются рынком.

Принявшие участие в совещании специалисты управления по защите прав потребителей и ГП «Севастопольстандартметрология» обратили внимание руководителей рынков на ужесточение контроля со стороны Госпотребстандарта Украины за соблюдением прав потребителей и «Правил использования средств измерительной техники в сфере торговли, общественного питания и предоставления услуг». Ранее в целях содействия соблюдению этих правил и искоренения обмана покупателей на базе «Севастопольстандартметрологии» прошел семинар для руководителей рынков «Организация метрологического контроля и надзора на рынке». Прошедшие обучение получили свидетельство на право проведения метрологического контроля и надзора весоизмерительной техники на рынке.

Надеемся, что на праздничной ярмарке у каждого продавца весы будут опломбированы, иметь соответствующее поверочное клеймо (поверка весов на рынке два раза в год), они будут стоять не под углом к покупателю и грузоприемная платформа прибора не будет закрыта, а стрелка весов будет стоять на нулевой отметке шкалы. В результате всех принятых мер будет достигнута главная цель — благодарность покупателя за то, что не обвесили, не обсчитали, не обманули. Хотя бы в праздник!

Глас народа

Приходилось ли вам выяснять отношения с продавцами?

Ольга РЕЗНИКОВА, педагог:

— Буквально недавно пришлось выяснять. Купили дочери летнюю обувь, а она через неделю возьми да и развались. К сожалению, босоножки были приобретены на рынке. И чека нам не дали. Тем не менее повезло: с торговым работником удалось договориться и поменять недоброкачественный товар. Когда об этом рассказываю знакомым, все искренне удивляются. Правда, за эксплуатацию обуви с нас взяли 10 гривен.

Нина СЛЕСАРЕНКО, программист:

— Я стараюсь не разбираться с продавцами. Не верю в успех такого дела. Только лишний раз понервничаешь. А недоразумения с ними бывают сплошь и рядом. Как правило, они расхваливают негодную продукцию, чтобы поскорее ее сбыть, и навязывают свое мнение покупателю.

Анна ТКАЧУК, работник сферы культуры:

— Как-то купила десять килограммов картошки. А дома взвесила — всего семь килограммов. Наглое надувательство меня возмутило. Хорошо, что сразу же вернулась и сказала об этом продавцу. Тот был очень недоволен, демонстративно забрал продукцию и вернул деньги. Видимо, у него «неправильные» весы, поэтому он и не рискнул со мной спорить.

Екатерина ИВАНОВА, экономист:

— Однажды в баре у меня украли дорогую вещь. Сначала его работники говорили, что восполнят мне потерю. Но потом разбирательство затянулось, и они отказались. Из потерпевшей, вызывавшей сочувствие, для них я стала назойливым просителем, от которого они всеми силами старались отделаться.

Александр Леонидович, офицер запаса:

— На рынке довелось купить туфли. Продавец уверял, что они кожаные, высокого качества. Но очень скоро я выяснил, что это не так. Продавцы категорически отказалась менять товар. Как говорится, остался я при своих интересах, то есть ни с чем.

Евгений СЕРГЕЕНКО, пенсионер:

— Когда-то был лозунг: «Покупатель всегда прав». Нынче его можно смело переделать на другой: «Продавец всегда прав». Как правило, страдают малоимущие граждане, которые покупают продукцию на рынках. А торговать нередко идут люди, которые ничего лучшего найти не могут. Отсюда и низкая квалификация, и проблема с культурой обслуживания.

Другие статьи этого номера