Как правильно написать и подать жалобу

Правильно написать жалобу — не такое уж и простое дело, как это кажется на первый взгляд. Поэтому, прежде чем браться за перо, предварительно обдумайте содержание своей жалобы и изложите ее на черновике. Старайтесь излагать мысли четко, ясно и конкретно.При возможности свои требования подкрепите ссылками на правовые акты, нарушение или невыполнение которых, по вашему мнению, привело к нарушению ваших прав, законных интересов или свобод.

В соответствии с законом Украины от 2 октября 1996 года N 393/96 ВР «Про звернення громадян» в письменной жалобе в обязательном порядке должны быть указаны ваши фамилия, имя, отчество, место жительства. Жалоба должна быть подписана (в противном случае она считается анонимной и рассмотрению не подлежит) с указанием даты. Жалоба, неоформленная в соответствии с этими требованиями, возвращается заявителю с соответствующими разъяснениями не позднее десяти дней со дня ее поступления в соответствующую инстанцию. Кстати, нужно знать, что если рассмотрение запросов, затронутых в полученном органом государственной власти, местного самоопределения, предприятиями, учреждениями, организациями от форм собственности, объединениями граждан или должностными лицами обращении, не входит в их компетенцию, то чиновники должны в срок не позднее пяти дней переслать его по принадлежности в соответствующий орган или должностному лицу, о чем вас обязаны уведомить. В случае если жалоба не содержит данных, нужных для принятия обоснованного решения, то она в тот же срок возвращается автору с соответствующими разъяснениями. Не рассматриваются повторные жалобы одним и тем же органом и от одного и того же лица по вопросу, который был разрешен по сути. Для того, чтобы вашу жалобу было легче прочитать, постарайтесь подавать ее в печатном виде, а если такой возможности нет, то напишите ее как можно более разборчиво. Текст жалобы подготовьте в двух экземплярах для того, чтобы на копии при личном приеме чиновник или его секретарь расписался в ее получении. В случае если вы будете неудовлетворены принятым решением, то тогда эта копия пригодится при подаче жалобы в вышестоящую инстанцию. Если же вы решили отправить жалобу почтой, то обязательно посылайте ее заказным письмом с уведомлением о вручении, что не даст чиновникам возможности в дальнейшем отрицать факт получения вашего послания.

Помните, что подача жалобы не лишает вас возможности права обратиться в суд для решения проблемы в судебном порядке. Жалобу можно подать лично или через уполномоченное вами лицо. Жалобу, защищающую ваши интересы, может также подать трудовой коллектив или организация, осуществляющая правозащитную деятельность. К жалобе нужно приложить решения (или копии решений), которые принимались по вашему вопросу раньше, а также другие документы, необходимые для рассмотрения жалоб, которые после ее рассмотрения должны быть возвращены вам.

Не забывайте, что жалоба на решение, которое обжаловалось, может быть подана в орган или высшему лицу на протяжении одного года с момента его принятия, но не позднее одного месяца с момента ознакомления гражданина с принятым решением. Жалобы, поданные с нарушением этого срока, рассмотрению не подлежат. Пропущенный по уважительным причинам срок может быть возобновлен органом или должностным лицом, рассматривающим жалобу.

Знайте, что при рассмотрении заявления или жалобы вы имеете право:

— лично изложить свои аргументы лицу, проверяющему жалобу, и принимать участие в проверке;

— знакомиться с материалами проверки;

— подавать дополнительные материалы или настаивать на их запросе органом, который рассматривает жалобу;

— присутствовать при рассмотрении жалобы;

— пользоваться услугами адвоката, представителя трудового коллектива или организации, которая осуществляет правозащитную деятельность, оформив эти полномочия в установленном законом порядке;

— получить письменный ответ о результатах проверки жалобы;

— требовать устно или письменно соблюдать тайну рассмотрения жалобы;

— требовать возмещения убытков, если они стали результатом нарушений установленного порядка рассмотрения обращений.

Запомните, что жалобы должны рассматриваться в срок не более одного месяца с момента их поступления, а те, которые не нуждаются в дополнительном изучении, неотложно, но не позднее пятнадцати дней со дня их получения. Если же в месячный срок решить затронутые в обращении вопросы невозможно, руководитель соответствующего органа, предприятия, учреждения, организации или его заместитель устанавливают нужный срок для его рассмотрения, о чем должны сообщить вам. При этом общий срок решения вопросов, затронутых в жалобе, не может превышать сорока пяти дней, причем если вы сможете письменно обосновать свою правоту, то время рассмотрения от установленного законом срока может быть сокращено.

Нужно также знать, что закон запрещает органам, получившим жалобу, направлять ее для рассмотрения тем органам или должностным лицам, действия или решения которых обжалуются, предупреждает «Правда Украины». К сожалению, эта норма закона в нашем государстве нарушается повсеместно и до сих пор почему-то ни один обиженный не подал за это в суд на бюрократов. А надо бы.

Другие статьи этого номера