Повышенный интерес к состоянию дел на отечественном рынке горюче-смазочных материалов у граждан возник где-то в середине мая. То есть тогда, когда цены на нефтепродукты резко поползли вверх, перекрыв по этой причине многим автолюбителям свободу передвижения не только на дальние, но и на ближние расстояния. Ведь содержание кошельков наших небогатых пока что людей рассчитано только на дозированные траты.Между тем такое положение со стоимостью нефти и продуктов из нее в последнее время наблюдалось не только в Украине, но и в других странах, не имеющих достаточных природных ресурсов этого сырья. Цены на сырую нефть на мировых рынках достигли невиданного за последние десятилетия уровня — 42 доллара за баррель.
Это, как считают эксперты, прежде всего связано с повсеместным увеличением количества автомобилей, потребляющих до 60 процентов продуктов из всей добываемой нефти, а также с осознанием нефтедобывающими странами той неприятной истины, что имеющиеся запасы этого сырья на планете рассчитаны уже не на века, а, может быть, только на десятилетия. В результате даже благополучная и успешная Европа начала опасаться, как бы непомерно возросшая стоимость нефти не подорвала ее экономику. А немецкий канцлер Герхард Шредер вообще вину за случившуюся дестабилизацию возложил на Соединенные Штаты Америки. Это они, по его убеждению, в процессе создания у себя гигантских резервов сырья «осушили» нефтяной рынок, к тому же внесли сумятицу в ценообразование.
Как бы там ни было, но Украина, добывающая у себя только около 4 миллионов тонн нефти из 20 необходимых, также оказалась в средоточии этих негативных мировых процессов. Положение усугубило и то, что отрицательной конъюнктурой не замедлили воспользоваться некоторые нефтетрейдеры, за пару недель повысившие на своих автозаправках цены на бензин и дизельное топливо на 50 процентов, в то время как стоимость поставляемой в страну нефти выросла только на 20.
В этой непростой ситуации правительство, лично премьер-министр Виктор Янукович сделали все необходимое, чтобы в кратчайший срок не только остановить рост цен на топливо, но и стабилизировать их, сделать прогнозируемыми.
Во-первых, с украинскими государственными компаниями «Нефтегаз Украины» и «Укрнафта» сразу же было договорено о продаже на их автозаправках бензина и дизельного топлива по ценам, низшим, чем на пунктах других владельцев нефтепродуктов. И автомобилисты, выстраиваясь в очереди, потянулись именно туда, где топливо было дешевле. Это подвигло и других продавцов горюче-смазочных материалов снизить их стоимость.
Во-вторых, в Украину был оперативно организован завоз 30 тысяч тонн недорогих светлых нефтепродуктов, которые в скором времени не только удовлетворят потребность в них, но и собьют цены.
В-третьих, учитывая, что к изменениям стоимости горючего наиболее чувствительны аграрии, чья сезонная работа не терпит заминок, Кабинет министров продолжил начатую в минувшем году традицию договоренностей с нефтяными компаниями о поставках сельскохозяйственным производителям горюче-смазочных материалов по льготным ценам. Вот и на обеспечение нынешней жатвы «Укртатнафта» отгрузит аграриям 200 тысяч тонн нефти по льготной цене 1950 гривен за тонну.
В-четвертых, до сентября Кабинетом министров приостановлено проведение аукционов по продаже добываемой в Украине нефти. Выработанные из нее нефтепродукты будут реализовываться дешевле.
В-пятых, по указанию главы правительства создается система защиты отечественного рынка нефтепродуктов. С этой целью до августа будет сформирован резервный запас нефти. В Европе, скажем, такой резерв рассчитывался на три месяца, но сейчас в связи с новыми реалиями этот срок будет продлен.
Прорабатывается правительством и непростой вопрос формирования в стране стратегического запаса нефти.
В-шестых, в Верховную Раду Кабинетом министров переданы разработанные им законопроекты, которые позволят эффективно и своевременно воздействовать на ситуацию на рынке горюче-смазочных материалов.
Наконец после трудных и длительных переговоров правительство и работающие в Украине нефтяные компании договорились о совместных действиях, направленных не только на стабилизацию нынешней ценовой ситуации, но и на решение вопросов дальнейшего развития и регулирования рынка топлива. Одним из важнейших результатов этой договоренности является согласие нефтяных компаний установить фиксированную цену на бензин марки А-95 на уровне не выше 2 гривен 90 копеек. Так что если его стоимость на какой-либо заправке будет завышена, значит, об этом можно смело сообщать для принятия мер Антимонопольному комитету, комитету по ценам, руководству соответствующих компаний.
В процессе системных действий правительства цены на горючее в стране удалось стабилизировать. А вот надеяться на их дальнейшее снижение пока преждевременно. Все будет зависеть от мировой конъюнктуры рынка нефти.