Е.Б.АЛТАБАЕВА, старший преподаватель кафедры социально-экономических наук Севастопольского ГГУ, руководитель секции истории:

О том, чем знаменателен нынешний конкурс, мы беседуем с членами жюри, руководителями секций русского языка и литературы, истории и общественных дисциплин.- Конкурс завершен? Нет! Конкурс продолжается. И так будет всегда! Учителя школы номер 19 Валентина Петровна Ковалева и Валентина Михайловна Глущенко ежегодно, вручая мне работы своих воспитанников, с радостной надеждой спрашивают: «Это ведь не последний конкурс? Ведь мы готовимся к нему, как к празднику. Ждем, когда вы объявите сроки подачи материалов».

И я, методист кабинета русского языка, принимая очередную работу, не перестаю удивляться неиссякаемому интересу ребят к конкурсу (или, как сейчас говорят, к проекту Геннадия Черкашина), их творческому энтузиазму. В этом году, как никогда, задолго до начала звонил телефон и детские голоса спрашивали: «Черкашинский конкурс будет?». По положению в конкурсе участвуют старшеклассники. Но как конкурс помолодел! Теперь в нем и шестиклассники, и пятиклассники, а их работы, порой наивные и трогательные, по-детски категоричные, не уступают сочинениям старших по значимости гражданской позиции. Как и в прошлые годы, вы не найдете ни одной работы, написанной по обязанности, по заказу, — все они выстраданы, продиктованы то ли жизнью своей семьи, то ли победами, ошибками своего государства. На примере детских работ мы видим, как за последние годы изменилась психология нашего общества. Новое поколение растет с иными взглядами на жизнь, на свою судьбу. Я чувствую очень важную вещь: юные авторы стараются обязательно увидеть свою роль, роль своего поколения в строительстве будущей жизни страны, решать самые сложные задачи по-своему.

Участники конкурса работают под руководством своих замечательных наставников. Это Жанетта Анатольевна Руденко и Тамара Александровна Захаренко (шк. N31), Лариса Петровна Школенко ( N 15), Ирина Витальевна Махоничева ( N41), Наталья Павловна Година (N 20), Нина Дмитриевна Колесникова (N 47), Ленура Ниязимовна Билялова (N 58), Валентина Николаевна Осякина (N 8 МО РФ), Антонина Кирилловна Бабаева, Николай Николаевич Ярко и Борис Майевич Бабушкин (гимназия N 1), Нина Валерьевна Семенова (гимназия N 2). Сердечное им спасибо!

— С чего начинается Родина? Этот вопрос носит скорее риторический характер: сколько людей, столько и будет на него ответов. Однако есть нечто, что объединяет всех, — мы трепетно и эмоционально, с истинной заботой относимся к месту, где родились и живем. Но как без знакомства не бывает любви, так не может быть истинного патриотизма без изучения истории Отечества. Причем ее изучение нужно начинать с близкого и понятного — родного края. Тем более что история Крыма и Севастополя уникальна. Здесь с глубокой древности взаимодействуют мировые цивилизации, пересекаются пути народов, приобретается опыт взаимного общения, формируются традиции добрососедства, терпимости, взаимопонимания.

История же Севастополя — это рассказ о военных подвигах и созидательном труде во имя процветания Родины, о ярких и талантливых людях, заложивших основы славных традиций, продолжателями которых мы являемся. Именно об этом пишут севастопольские мальчишки и девчонки — участники конкурса творческих работ под девизом «Жизнь каждого из нас принадлежит Отечеству» (П.С. Нахимов), проводимого уже много лет Фондом истории и культуры имени Геннадия Черкашина.

Последние два года в рамках конкурса выделена номинация «Исторические рефераты». Ее участников по праву можно назвать историками-исследователями. Спектр проблем, избираемых авторами, чрезвычайно широк: это и удивительно яркие, уникальные события в жизни города, и история памятных мест Севастополя, и судьбы горожан, чье служение Отечеству является примером потомству. Работы подкупают своей искренностью и эмоциональностью. Но главное их достоинство — это содержательная глубина и самостоятельность мышления авторов.

Думается, что участие в конкурсе, изучение истории города на уроках в школе помогают нашим ребятам сделать очередной шаг на пути постижения своего предназначения как личности и гражданина.

Итак, для участников конкурса — учеников и их наставников — сегодня счастливый день признания и награждения.

Другие статьи этого номера