Быть или не быть?

Европейский Союз постоянно находится в фокусе внимания широкой мировой общественности, ведущих средств массовой информации. Вот и в минувшие выходные по радио прошло сообщение о ходе в ряде стран Старого континента выборов в европарламент. А в Украине еще не улеглись разговоры вокруг опубликованного 2 мая сего года газетой «Файненшл Таймс» заявления президента исполнительного органа ЕС — Еврокомиссии — 65-летнего итальянца Романо Проди об отсутствии у нашей страны и Белоруссии перспектив членства в этой мощной международной организации. До недавних пор в Евросоюз входило 15 стран. В прошлом месяце к ним присоединилось еще десять государств: Латвия, Литва, Эстония, Кипр, Мальта…Среди них не нашлось места Украине. Не вписана она и в короткий список ближайшего резерва расширения ЕС: Болгария, Румыния, Турция. Проевропейски настроенная часть наших сограждан испытывает чувство огорчения. На прошлой неделе наделенное статусом посольства представительство Еврокомиссии в Украине, Молдавии и Белоруссии принимало у себя в Киеве группу журналистов региональных средств массовой информации, в том числе и «Славы Севастополя».В стенах дипмиссии мы провели почти полный рабочий день, исключая двухчасовой перерыв на обед. Нам выдали папки из плотной бумаги, набитые информационным материалом. В течение дня они постоянно пополнялись и к вечеру напоминали подушки. Нам была предоставлена возможность пообщаться со многими ответственными сотрудниками представительства, в том числе с координатором программ прессы и информации немкой Анье Шуберт, руководителем программы, направленной на поддержку независимых СМИ, британцем Энтони Хаусоном…Список можно продолжать, но он будет неполным без датчанина Стеффена Сковманда. В настоящее время он исполняет обязанности главы представительства Еврокомиссии в украинской столице. С его стороны не обошлось без, может, незаслуженных, но приятных комплиментов в наш адрес. С.Сковманд, в частности, назвал нас великими людьми по тому признаку, что работаем мы в непростых условиях, характерных для стран переходного периода. Само собой, были упомянуты приснопамятные «темники». Одна из коллег возразила: на региональном уровне журналисты понятия о них не имеют, на что не последовало никакой реакции.

Главной темой в ходе нашего общения были все-таки перспективы Украины по ее вступлению в Европейский Союз. Сотрудники представительства утверждали, что Романо Проди не рассматривал Украину с отрицательных позиций. Сам президент Еврокомиссии в интервью одной киевской газете сказал: «Я не делал заявления, которое мне приписывают». Гостеприимные хозяева убеждали нас в том, что украинские СМИ недостаточно информированы о деятельности Евросоюза. Мало того, прессе не представляют (кто? — Авт.) объективную информацию о ЕС. Кто-то заинтересован в нанесении его имиджу ущерба.

Но вот информация, что называется, из первых рук. Она противоречива. В том же интервью Романдо Проди говорит: «Украина — стратегический партнер ЕС…Мы вместе работаем над дальнейшим укреплением наших отношений в рамках европейской политики соседства… Эта политика не связана со вступлением (в ЕС. — Ред.), этот вопрос пока не стоит на повестке дня». Мало того, отвергается также идея ассоциированного членства Украины в ЕС. Со своей стороны ответственный сотрудник представительства отрезал: «Украина может вступить в ЕС быстро или никогда».

«Это неважно, что сказал или не сказал Романо Проди или я, — продолжил разговор С.Сковманд, — в уставе Евросоюза есть статья под номером 49, в соответствии с которой любая европейская держава, уважающая принципы демократии, права человека, верховенство права, может обратиться с заявлением о вступлении в Европейский Союз».

Заявление легко написать. Но будет ли от этого толк? В Европе Украину считают страной переходной экономики. Чтобы быть удостоенной необходимого для вступления статуса страны с рыночной экономикой, нам необходимо решить ряд проблем. Так считают в Европе. Проблем специфических. Не политических. Но в числе первых называют вопрос, связанный…с демократичным по европейским стандартам проведением у нас президентских выборов. Есть еще озабоченность с той стороны по поводу осуществимости свободной торговой зоны после ожидающегося вступления Украины во Всемирную торговую организацию. То есть Украина должна отвечать сформулированным 22 июня 1993 года в Копенгагене на заседании Европейского Совета принципам расширения Союза. Там были выдвинуты требования как политического (!), так и экономического характера. Первое: стабильность институтов — гарантов демократии, верховенства законов, прав человека…Второе: существование функциональной рыночной экономики, а также способность выдержать всю тяжесть конкурентного давления и силу рыночных стимулов в рамках ЕС. Как тут не вспомнить верблюда и игольное ушко?

Устами своего Президента Леонида Кучмы Украина заявила о своем европейском выборе. Нашей страной и европейским обществом, а также странами-членами заключен ряд соглашений. Перечень основных из них занял отдельный листок, помещенный в папке-«подушке». Так, ровно десять лет назад между Украиной и ЕС было подписано соглашение о партнерстве и сотрудничестве. В диппредставительстве признали, что доля Украины в торговом обороте стран ЕС едва достигает одного процента. Но и этот один процент, считают наши партнеры, оборачивается для экономики нашей страны значительными суммами. Главный конек в аргументе объединенных европейцев состоит в том, что они выступают основным донором Украины. По их данным, с 1991 года ЕС выделил нам свыше 1,2 миллиарда евро, исполнено свыше тысячи проектов, нынче реализуется еще 400 проектов.

И это еще не все «пряники». Майское расширение Европейского Союза кое-кто у нас принимает за новый вызов Украине. Нет, отвечают нам, ведь ставка внешней таможенной пошлины ниже применяемой ранее новыми членами в торговле с Украиной. Средневзвешенный показатель ставки пошлины на экспортные товары из Украины снизится с 8,9 до 3,43 процента. Выгода Украины будет оцениваться в объеме 60 миллионов евро.

Нам была представлена карта-схема Европы. На ней старые страны-участницы раскрашены в желтый цвет, новая «десятка» — в синий, страны-кандидаты — в фиолетовый, если я не дальтоник. В них проживает полмиллиарда человек населения. Белыми вкраплениями остаются Исландия, Норвегия, что странно, Швейцария, видимо, в силу своего статуса нейтральной страны, отличающиеся нестабильностью страны бывшей Югославии, Белоруссия и Украина. О России разговор особый. С нашим великим восточным соседом ЕС развивает свое стратегическое партнерство путем создания иного инструмента.

Хотя Европейский Союз — это по существу большая часть Старого континента, его комиссия (исполнительный орган) стремится упредить появление новых линий разграничений. С этой целью изобретена так называемая европейская политика соседства (ЕПС). Естественно, это не потенциальное членство. В рамках ЕПС предлагаются некие привилегии в отношениях на основе общих обязательств придерживаться общих ценностей, особенно в сферах верховенства права, должного управления государством, уважения прав человека…Получается, Украину, других соседей ЕС в европейский дом не пускают. Но через его окна следят, чтобы соседи от двора не отбились.

Коль сказано о «пряниках», то есть и кнут. Лично для меня было большим откровением трепетное отношение европейцев к проблеме вывоза лома цветных и черных металлов из нашей страны. Мы-то в беспределе корим отечественных воротил. По делу, конечно. Но ведь в металлургическом сырье данного вида очень заинтересованы объединенные европейцы. Стоило Украине ввести новые пошлины на вывоз металлолома, как ЕС ответил незамедлительно и жестко. Им сразу были урезаны на треть квоты на импорт украинской стали. Может, это еще не торговая война. Но ее угроза сохраняется. А на войне как на войне. Заложниками торговой войны могут стать отрасли, экономическая независимость той или иной страны, благосостояние граждан.

Отмечу еще одну «фишку». В течение дня, проведенного в представительстве ЕС в Киеве, мы имели возможность ощутить негативное отношение сотрудников миссии к формируемому Украиной, Россией, Казахстаном и Белоруссией ЕЭП — Единому экономическому пространству. Его называли едва ли не вторым СНГ. История СНГ, по мнению наших собеседников, не очень богата. Утверждалось, что ВВП члена ЕС Польши выше ВВП стран — участниц ЕЭП, что вызывает большое сомнение.

История Европейского Союза началась 9 мая 1950 года, когда глава внешнеэкономического ведомства Франции Робер Шуман предложил немцам и другим европейским народам объединить свои усилия в угледобыче и сталелитейной промышленности. Так в 1951 году сложилась первая «шестерка» (Бельгия, Франция, Германия, Италия, Люксембург, Голландия) Европейского объединения угля и стали. Девять страниц убористого текста вместили лишь главные вехи на пути создания ЕС в его нынешнем виде.

Но и мы имеем богатую историю. Наверное, Петр Великий побежал бы в Европу впереди себя. Но за то, что он туда прорубил лишь окно, ему одни ставят памятники, другие мало сказать, что упрекают, просто царя-реформатора на нюх не переносят, особенно в последнее время. Вспомним еще образ Павла Петровича из тургеневских «Отцов и детей» — европейца по натуре и образу мыслей. Все это для нас не ново. Не ново и то, что каждый раз срабатывала генетическая память народа. Не зря ведь Л.Д.Кучма сказал, что нам надлежит самим строить Европу в своем доме. Еще кто-то заметил, что не надо в Европу идти потому, что мы уже находимся в Европе.

…Представительство ЕС располагается в особняке, который некогда принадлежал в центре Киева роду сахарозаводчиков Терещенко. Они в нем не жили, а содержали игорный дом. Наверное, под расписными потолками сытая публика картами шлепала, бильярдные шары в лузы загоняла…

Другие статьи этого номера