Чего ждать перевозчикам?

Проблемы потребителей транспортных услуг и «страдания» городских перевозчиков, реальное состояние дел в этом секторе городской экономики, пути улучшения ситуации и планы на будущее — все это было предметом обсуждения в кабинете начальника управления транспорта и связи горгосадминистрации А.Ф.КУНЦЕВИЧА. Вот узловые моменты:Чтобы удовлетворить потребности севастопольцев и гостей города в пассажирских перевозках, создана сеть автобусных маршрутов, работающих в обычном режиме движения (33 городских протяженностью 314 км и 8 пригородных — 365 км), 15 троллейбусных маршрутов (200 км), 3 катерных (12,5 км). Сеть перевозок в режиме маршрутного такси (автобусы малого класса) насчитывает 65 городских и пригородных маршрутов, растянувшихся на 1325 км. На всех троллейбусных и катерных маршрутах, а также на 30 автобусных транспорт работает в обычном режиме движения и осуществляет перевозку льготных категорий пассажиров.

Для обслуживания всей маршрутной сети используется 140 автобусов большого и среднего класса, 900 — малого класса, 140 троллейбусов, 9 катеров и 1-2 парома. Общий объем перевозок пассажиров, по данным 2003 г., в Севастополе оценивается в 200 млн пассажиров в год с распределением по видам перевозок: троллейбусные — 60,2 %, автобусные в обычном режиме (ОАО «АТП-14330» и ЗАО «АТП «Северная») — 6,0 %, ГП «Морской торговый порт» — 4,7 %, маршрутные такси — 29,1 %.

Сейчас на рынке городских пассажирских перевозок у нас работают 25 предприятий транспорта и 198 физических лиц на автобусных маршрутах по индивидуальным лицензиям. Стоимость проезда в автобусах обычного режима в городе — 50 коп., в троллейбусах — 40, в автобусах и микроавтобусах в режиме маршрутного такси колеблется в пределах 0,5-1 грн в зависимости от протяженности маршрута.

Недавнее повышение цен на ГСМ значительно ухудшило финансовове положение перевозчиков. На некоторых маршрутах цена извоза таки возросла. Но на заседании координационного совета по организации пассажироперевозок с участием профсоюзов, «старших» на маршрутах и зампреда СГГА принято решение «держаться на существующих тарифах до последнего»!

Поэтому хотя цены на ДТ и бензин в Севастополе традиционно на втором месте по запредельности после столицы, стоимость проезда у нас последние пять лет в среднем на 35-40 % ниже, чем в аналогичных по численности населения, площади, протяженности маршрутов городах Украины и СНГ. Например, в Одессе за поездку в городских автобусах большого и среднего класса («Икарус», ЛАЗ, ПАЗ, «Богдан», «Эталон») нужно заплатить 75 коп., а в малом классе (микроавтобусах в режиме маршрутного такси) — 1,25 грн.

В целом же уровень обеспечения населения пассажирскими перевозками по основным показателям при их доступности практически для всех слоев населения и гостей Севастополя превышает достигнутый во многих других городах Украины.

Совершенствованию системы городских пассажирских перевозок мешают:

1. Недостаточная ежегодно выделяемая дотация предприятиям городского общественного транспорта на перевозку льготных категорий граждан (115 тыс. человек) и компенсация за убыточность транспорта, работающего в обычном режиме движения (нужный минимум ежегодно — 25,1 млн грн без закупки новых машин). В результате на 90-95 % изношены основные фонды АТП, нет возможности достаточного ремонта и обновления подвижного состава, постепенно уменьшается годное к эксплуатации количество троллейбусов, автобусов, катеров и т.д. Вымывание оборотных средств предприятий приводит к низкой заработной плате, текучести кадров, появлению долгов и банкротству.

2. До 30 % транспортной работы в городе в настоящее время взяли на себя «альтернативщики», что, в свою очередь, породило проблему нерационального соотношения между различными видами и типами подвижного состава, обслуживающего городские маршруты.

3. Недостаточно развита транспортная инфраструктура города (во многих местах нарушено дорожное покрытие и нет разметки, не идет расширение проезжей части улиц и остановочных комплексов, не внедряются автоматические системы управления дорожным движением, не развиваются диспетчерские пункты, не строятся разворотные площадки и подземные переходы, многоуровневые развязки, не формируются пешеходные зоны, не упорядочиваются парковки стоянки, только в мечтах — нормальные паркинги в центре города, пляжных зонах).

4. При увеличивающемся жилищном строительстве и 25-процентном росте каждые пять лет количества автомобилей личного пользования недостаточное внимание уделяется строительству новых дорог, связывающих отдаленные районы города. Крайне необходима трасса, обходящая полукольцом центр города — ориентировочно от ул. Меньшикова и дальше, пересекающая проспекты Генерала Острякова, Победы и ул. Горпищенко, со строительством моста на Северную сторону в районе пос. Голландия и далее — с выходом в зону отдыха Учкуевки, Любимовки.

5. Несовершенство организации предоставления населению услуг легковыми таксомоторами.

6. Отсутствие в городе скоростного вида транспорта (скоростного трамвая).

7. Недостаточное строительство новых троллейбусных линий, обновление подвижного состава электротранспорта и парка автобусов большого класса.

8. Отсутствие маркетинговых служб по изучению пассажиропотока и факторов, влияющих на его изменение.

9. Недостаточный учет экологической составляющей при формировании маршрутной сети и выборе моделей подвижного состава.

10. Отсутствие у заказчика единого органа оперативного управления городским транспортным комплексом.

Последнее и главное: не только на это, но и вообще катастрофически НЕ ХВАТАЕТ СРЕДСТВ!

Чтобы хоть как-то снивелировать эти недостатки, была разработана «Программа развития городского пассажирского транспорта в г. Севастополе на период до 2015 года», которая после доработки будет представлена на сессию городского совета. Она предусматривает приобретение нового подвижного состава, а именно: автобусов большой и средней вместимости. Так, за прошлый год и 5 месяцев текущего в городе появилось 5 автобусов МАЗ (на 130 пассажиров), которые поставлены для работы на наиболее загруженные маршруты: N77 «б. Казачья — пр. Победы», N 99 «Балаклава — 5-й км Балаклавского шоссе» N 94 «Балаклава — Центральный рынок». Все эти автобусы работают в обычном режиме. В 2004 г. планируется приобрести еще 10 таких же машин.

Обновление подвижного состава планируется и за счет средств перевозчиков всех форм собственности. Так, за тот же период частные перевозчики купили 88 автобусов средней вместимости. Из них — 3 «Богдана», 20 «Эталонов», 25 ПАЗов и 40 «Узотойлов». Все эти покупки, как правило, осуществляются в форме лизинга либо за счет кредитов.

Осенью этого года — зимой следующего планируется провести конкурсы, на которых будут определены перевозчики для работы на маршрутах города. К этому времени планируется провести работы по обследованию уже сложившихся пассажиропотоков и подать предложения по совершенствованию маршрутной сети, а также произвести расчеты необходимого количества транспортных средств, которые должны обеспечить своевременную и качественную перевозку горожан, определить наиболее подходящий тип подвижного состава для работы на конкретных маршрутах. При подведении итогов конкурса предпочтение будет отдаваться тем перевозчикам, которые имеют необходимое количество транспортных средств, чтобы самостоятельно и на 100% закрыть графики движения (в т.ч. своими резервными автомобилями), собственную или арендованную техническую базу, опыт организации пассажирских перевозок и предлагают лучшие условия для перевозки пассажиров (по типу транспортных средств, тарифу, предоставлению льгот и пр.).

Условия конкурсов разработаны, утверждены типовые договоры, которые заказчик транспортных услуг — СГГА — будет заключать с перевозчиками в соответствии с решением конкурсного комитета.

Ожидается, что после проведения конкурсов на пассажирские перевозки в городе исчезнут физлица-частники, останутся только юридические лица в количестве не более 15-20 операторов перевозок, а на Северной стороне — 4-5 операторов. Укрупнение «извоза» позволит поднять организацию перевозок, привести ее в соответствие с изменяющимся в сторону ужесточения транспортным законодательством, будет в конечном итоге работать на повышение безопасности.

На это нацеливает всех перевозчиков и министр транспорта Г. Кирпа. На IV Всеукраинском совещании работников автотранспорта он заявил, что безопасность на дорогах требует перестройки всей системы. Поэтому транспортная стратегия горгосадминистрации предполагает снижение уже в январе 2005 г. количества машин на 150 -200 единиц. И в последующем ежегодно уменьшать число микроавтобусов на 100-150 единиц, доведя их количество до разумного предела. А ведущая роль будет отведена электротранспорту и большим и средним автобусам. Это значительно разгрузит транспортные артерии города, позволит снизить тарифы на проезд, не уменьшая при этом уровня комфортности и качества обслуживания.

Планируется, что на большинстве городских маршрутов СГГА не будет заказывать для обслуживания устаревшие «Газели», короткие «Форды», другой транспорт с низкими крышами и малым количеством мест. Кроме того, непременное условие: все машины должны быть сертифицированы в Украине как транспорт общего пользования.

Еще одно новшество, которое будет применено на предстоящем конкурсе, — «пакетирование» маршрутов. Это значит, что объектом конкурса будет не один, а несколько маршрутов. И управление транспорта и связи комплектует эти пакеты таким образом, чтобы в одном были и очень востребованные, и не совсем престижные, что скажется на улучшении транспортного обслуживания, особенно жителей отдаленных районов.

Уже сегодня управление транспорта и связи активно обсуждает с перевозчиками, профсоюзными организациями предложения по кандидатурам будущих операторов перевозок и их предложения по улучшению качества обслуживания жителей и гостей города, профилактике ДТП и усилению контроля соблюдения законодательства в этой отрасли. Как того и требует недавний Указ Президента Украины «О мерах по усилению безопасности пассажирских перевозок автомобильным транспортом».

Другие статьи этого номера