Ан-70 на взлетной полосе

У самолета Ан-70 непростое прошлое. Его разработка началась еще в конце 80-х. Но вот, наконец, недавно представители киевского авиационного завода «Авиант» и омского производственного объединения «Полет» подписали рассчитанную на два года программу совместного запуска Ан-70 в серию.По замыслу конструкторов, он должен заменить морально и физически устаревшие машины Ан-12, эксплуатируемые с конца 50-х годов. В 1993 и 1999 годах Украина и Россия подписали ряд межправительственных соглашений по разработке самолёта. Минобороны России планировало купить 164, а Минобороны Украины — 65 самолетов. Кроме того, финансирование проекта Ан-70 Россия и Украина должны были выполнить в соотношении 72% к 28% — в соответствии с заказами ВВС каждого государства.

Сам самолет специалисты называют уникальным не только для СНГ, но и для мирового авиастроения. Он предназначен для транспортировки грузов до 47 тонн, личного состава и десантирования техники. Возможности Ан-70 поистине безграничны — он может использоваться в вариантах топливозаправщика, санитарной или патрульной машины. Ан-70 годен для эксплуатации на малоподготовленных грунтовых площадках длиной 600-800 м, для всепогодной эксплуатации в любое время суток. Цифровой интегральный комплекс бортового оборудования обеспечивает эксплуатацию самолета на всех широтах в любое время суток в сложных метеоусловиях, защиту от средств ПВО, взлет и посадку на необорудованных грунтовых аэродромах. В ноябре прошлого года Ан-70 в ходе испытательных полетов установил 6 достижений мирового уровня в своем классе! «Достигнутые результаты — не предел для самолета. Установленные рекорды лишь подтверждают, что самолет создан на высоком уровне», — подчеркнул командир экипажа летчик-испытатель 1 класса Виталий Горовенко.

Очевидно, что Украина не вытянет столь масштабный проект в одиночку. Однако российское оборонное ведомство не спешило. Только после подписания рамочных соглашений по созданию Единого экономического пространства дело Ан-70 сдвинулось с мертвой точки.

«Мы пришли к общему знаменателю и определили ценовую политику. Определили свою ответственность. И после подписания приступаем с завтрашнего дня к работе», — подчеркнул генеральный директор завода «Авиант» Олег Шевченко.

Ан-70 по праву можно назвать востребованным товаром. Военные аналитики сходятся во мнении, что его появление может спутать карты всем производителям транспортных самолетов, поскольку ни европейских, ни американских аналогов этой машине нет. К примеру, среди военно-транспортных самолетов только Ан-70 садится на грунтовые площадки длиной 600-900 м и может перевозить всю номенклатуру военных грузов стран СНГ и НАТО. Существующие транспортники давно морально устарели.

Полностью купить разработку самолета и закончить его инвестирование был готов Израиль. Однако украинская сторона не пошла на это: наша страна претендует на статус высокотехнологичной державы, и такой шаг поставил бы крест на возможности заработать на собственных разработках. Возможности самолета таковы, что он по праву может претендовать на мировые рынки вооружения.

Уже есть конкретные заказы. Еще пару лет назад этим самолетом заинтересовалась Чехия. Рассмотреть возможность участия в контракте на поставку Ан-70 после сертификации самолета выразили Венгрия, Финляндия и Словакия.

Заинтересованы в покупке самолета и азиатские страны — прежде всего Китай и Индия. Украина предложила принять участие в реализации проекта и Ливии. Оборонное ведомство этой страны уже неоднократно интересовалось ходом выполнения проекта и его характеристиками.

Все эти потенциальные заказы позволят самолету стать не только гордостью отечественного авиастроения, но и претендовать на статус самого коммерчески успешного проекта за всю историю независимости. «В будущее смотрим с оптимизмом», — подытоживает генеральный директор завода «Авиант» Олег Шевченко.

Другие статьи этого номера