До смеха нам сейчас…

В Севастопольском академическом русском драматическом театре им. А.В.Луначарского состоится премьера комедии-балета «Мещанин во дворянстве» по одноименной пьесе Жана-Батиста Мольера.Для работы над спектаклем была приглашена режиссер-постановщик из Москвы Рената Сотириади. В ее творческой биографии множество талантливых постановок по произведениям Мольера. В театре им.Луначарского уже второй сезон с успехом идет шекспировская комедия «Сон в летнюю ночь» в постановке Р.Сотириади.

Почему театр обращается к Мольеру? Его гений состоит в том, что, следуя по пути синтеза итальянского фарса дель-арте и народного театра, он создал французскую комедию, по сути став основоположником французского театра. В спектакле севастопольского театра по пьесе «Мещанин во дворянстве» использован классический перевод пьесы Н.Любимова, стихи в переводе А.Арго. С первого взгляда он кажется многословным, однако именно этот перевод максимально приближен к стилистике мольеровских текстов. Сложность заключается в том, что французский язык динамичен. Персонажи общаются темпераментными тирадами. В театре Мольера актеры не вживаются в образ, скорее пародируют персонажей, активно жестикулируя и используя яркую мимику. Только в этом случае мольеровский текст становится живым.

В спектакле сохранен авторский жанр — комедия-балет. Постановку балетных номеров и пластики осуществляла лауреат премии Автономной Республики Крым Елена Ольховская. Танцевальные репетиции с труппой начались за два месяца до приезда режиссера. Перед Е.Ольховской стояла сложная задача. Ей нужно было не только научить 25 драматических актеров легко и непринужденно танцевать менуэт под бессмертную музыку Гайдна, но и создать каждому из них пластический образ, в котором должен существовать на сцене персонаж «Мещанина».

Временем «париков и красных каблуков» назвал мольеровскую эпоху А.С.Пушкин. Руководствуясь этим принципом, московский художник Ирина Титоренко создала костюмы и декорации. Собственно, декораций как таковых на сцене нет — сценическое пространство отдано для танцев. Но костюмы своей яркостью и выразительностью если не шокируют, то, безусловно, впечатляют. Искушенные зрители заметят в них влияние современных дизайнеров: Жана Поля Готье, Кристиана Диора. Исторический костюм, особенности характера персонажа, нюансы фигуры актера — составляющие творчества театрального художника.

На афишу спектакля вынесены имена мастеров-постижеров Ольги Семыкиной и Ирины Синенькой, изготовивших для спектакля более двух десятков ярких, невообразимых по форме париков. Им же пришлось освоить особый грим мольеровского театра.

В «Мещанине» севастопольские зрители, возможно, впервые увидят сцену, решенную, как театр теней. Сложный свет, масштабирующий актеров, раскрывает необычные для современного человека, позабытые, но чисто театральные эффекты, так пленявшие наших прапрадедушек и прапрабабушек. Художник по свету — Дмитрий Жарков.

Как невнимательно мы читаем пьесу в школе! При глубоком изучении мольеровского текста становится очевидной симпатия автора к мещанину — господину Журдену (его роль играет заслуженный артист Украины Анатолий Бобер). Он хочет наверстать упущенное в детстве, он берется за науки, нанимает учителей, которые норовят его облапошить, пробивается в общество, которое его не принимает, а лишь зарится на его денежки. Ну и пусть! Он искренен в своих желаниях и поэтому симпатичен публике, хоть порой и вызывает смех.

«Нам сейчас как раз до смеха, как раз до смеха нам сейчас», — пишет Мольер, и мы с ним не можем не согласиться! В спектакле также заняты артисты Андрей Бронников, Лилия Дашивец, Сергей Чепиль, заслуженная артистка АРК Татьяна Бурнакина и другие.

Другие статьи этого номера