Встреча эта прошла в зале заседаний министерства. В.А.Заичко, по инициативе которого она состоялась, поблагодарил министра за готовность пообщаться с элитой севастопольской общеобразовательной школы. Ребята преподнесли министру свои подарки: сборники «Зеленая лампа», выпускаемые в школе-гимназии N 1, творческие работы, представленные на черкашинский конкурс, собственноручно изготовленную икону. Впервые севастопольским школьникам выпала честь из уст министра образования и науки получить ответы на интересующие их вопросы, касающиеся как сегодняшнего обучения, так и перспектив своей завтрашней судьбы.- Вы поступаете разумно, стараясь учиться как можно лучше, потому что только высокообразованный человек может успешно строить свою карьеру в XXI столетии, занимать достойное место в различных сферах общественной жизни, становиться истинным гражданином своей страны, — сказал министр. — Нынешние учащиеся живут в такое время, когда знания, технологии, техника, информационные возможности меняются намного быстрее, чем жизнь одного поколения людей. Известно, что ни в школе, ни даже в университете невозможно обеспечить знаниями на всю жизнь. И потому перед образованием стоит чрезвычайно актуальная функция — дать базовые знания, научить учиться самостоятельно, научить овладевать знаниями, информацией в полном объеме. Безусловно, на этом пути немало трудностей.
Для того чтобы молодежь была востребована в жизни, конкурентоспособна, необходимо менять наше образование. В.Г.Кремень остановился на основополагающих направлениях его развития. Прежде всего необходимо приблизить образование к конкретным потребностям ребенка, чтобы в этом процессе каждый в полной мере мог раскрыть свои способности, проявить себя как самодостаточную личность. Если мы не будем уважать ребенка в школе, то он не сможет отстаивать свою позицию, не будет самим собою. Эту многогранную работу нельзя выполнить одномоментно. Это трудно сделать в классе, где 30 детей. Но есть много других возможностей. Важно, чтобы школа вместе с родителями помогла ребенку самосовершенствоваться, самореализоваться. И если это случится, то выиграет государство, общество, будет совершенствоваться экономика и развиваться демократия.
Уже со школы, продолжал В.Г.Кремень, требуется вводить ученика в мир тех технологий, в которых он будет жить. Это и компьютеризация обучения, и компьютерная техника для каждого, и подключение к Интернету. Необходимо, чтобы человек функционально овладевал знаниями не только о своей державе, но и более широко — о Европе, обо всем мире, потому что жизнь ныне стремительна и динамична. По вашим работам, сказал Василий Григорьевич, я вижу, что вы не замыкаетесь в узких рамках Севастополя и у вас есть потребность овладеть информацией всей страны и мира.
Идет процесс глобализации, процесс сближения стран. Такой конкуренции, как ныне, не было прежде. Конкуренция между державами, между народами. Конкуренция в экономике, в информации, в политике. Надо, чтобы Украина заняла свое достойное место в этой конкуренции, чтобы она обеспечила красивую жизнь своим гражданам, чтобы максимально защищались национальные интересы.
Мы должны сделать мощный прорыв в обществе. Глобализация сегодня требует, чтобы человек приобщался к различным культурам. В этом плане, я считаю, лишь ограниченный человек может противопоставлять одно другому: изучать русский язык или украинский, а то, мол, дети перепутают. Да ничего подобного! Я абсолютный противник этого. В развитых странах дети знают по 3-4 языка. Поверьте, государство может прожить, если какая-то часть населения не будет знать державного языка, а вот этим людям гораздо важнее его знать, потому что будет больше возможности для самореализации. Скажем, в университетах сейчас преподавание идет в основном на украинском языке. Однако я считаю, что мы нисколько не должны ущемлять русский язык. Это родной язык 25 процентов нашего населения, это язык международного общения во всех странах СНГ, и мы ни в коей мере не должны утрачивать владения русским языком. И необходимо знание одного из западных языков. Вот почему теперь в учебных планах предусматривается изучение одного иностранного языка (например, русского или английского) со второго класса, а с пятого класса — другого. Главное, чтобы дети психологически не боялись говорить на иностранном языке и сдавать экзамены.
Мы будем все делать, чтобы развивать профессионально-техническое обучение, — набираем сейчас 225 тысяч человек. В университеты в этом году будет принято 132 тысячи человек и 85 тысяч в техникумы — все это на государственном обеспечении.
В.Г.Кремень подробно отвечал на вопросы севастопольских школьников. Затрагивали они проблемы введения двенадцатилетнего обучения, которое, как сказал министр, соответствует европейским нормам. Шла речь о предпочтении в выборе вузов для обучения, в частности о российских филиалах. Министр пояснил, что только четыре филиала в Украине прошли аккредитацию и лицензирование ( в том числе законным образом функционируют Черноморский филиал МГУ, филиалы Саратовского и Новороссийского университетов). Все остальные работают незаконно, причем с точки зрения не только Украины, но и России. Что касается признания университетских дипломов, то Украина имеет такое соглашение с Россией и намеревается цивилизованно решить эту проблему на европейском уровне. Формируется единый европейский простор в высшей школе. Так, предусмотрено, что к 2010 г. дипломы университетов — членов стран Болонского процесса — будут автоматически признаваться во всех этих странах. Думаю, к тому времени, когда вы закончите университеты, такой проблемы не будет, сказал министр.
Одна из самых больших забот правительства — материальное положение учительства. Зарплата мала. С 1 сентября она будет повышена. Укрепляется материально-техническая база школ, идет процесс компьютеризации, и правительство выделяет для этого средства. В бюджете предусмотрены средства на школьные автобусы, что немаловажно для села. Есть хорошие перспективы обеспечения литературой учащихся 11-х классов, а также 4-х и 5-х. Мы разработали программу начального образования. Она должна быть принята на заседании правительства. Требуются средства на оснащение. Сейчас стоит проблема не столько создания новых школ, сколько переоборудования их. Школа с партами и досками постепенно будет уходить в прошлое.
В заключение В.Г.Кремень сказал: «Нам требуется внедрить в сознание людей мысль, что образование — это есть наивысшая ценность современности, и создать такую атмосферу, где это поймут и воплотят в жизнь».
А потом ребята получили в подарок от министра прекрасно изданные книги по истории. В.Г.Кремень с удовольствием фотографировался со школьниками и оставлял автографы на память.