Проблемы «Северной» не на Севере

Непростые времена переживают специализированные автопредприятия. Далеко в прошлом эйфория от акционирования и приватизации, когда, казалось, независимость и самостоятельность сами по себе могли решить все проблемы предприятия.Но либерализация транспортной отрасли позволила пустить в пассажирские транспортные артерии множество частных перевозчиков с их упрощенным пониманием механизма этой деятельности. Оказывать транспортные услуги ринулись буквально все кому не лень. Кто мог купить подержанный микроавтобус и оформить комплект документов (а на первых порах, что греха таить, зачастую работали и без полного набора разрешающих документов).

Казалось бы, какая может быть конкуренция для специализированных АТП в виде этой неуправляемой массы перевозчиков? И почивали на том, как в прежние времена, многие из бывших государственных автопредприятий, автоколонн и автобаз, ожидая манны небесной в виде нового подвижного состава. Так кто же его даст АО, где доля города отсутствует? Чем обеспечивалась стабильная перевозка пассажиров в прошлые времена? Прежде всего господдержкой: дотацией к себестоимости перевозок, предоставлением льгот по налогообложению АТП, пополнением подвижного состава за счет госбюджета, единой маршрутной сетью.

Теперь же ситуация кардинально изменилась. До 30% городских пассажирских перевозок осуществляются автобусами, работающими в режиме маршрутного такси. Акционерное же общество никак не хочет становиться коммерсантом. Не раз возникал простой вопрос: почему бы специализированным АТП не взять под свое крыло многочисленных перевозчиков-одиночек? Ан нет, не захотели, а где-то и не смогли заинтересовать частников.

Можно было бы попробовать организовать на своей, соответствующей всем стандартам, технической базе качественный ремонт всех автобусов и микроавтобусов, которые появились в городе. Но и здесь не захотели, да и не смогли. Сегодня ситуация уже не та. Кто доверит механикам и слесарям АТП со старым оборудованием дорогостоящие «Мерседесы» и «Форды» стоимостью в 20 тыс. у.е.?

На городском конкурсе на пассажирские перевозки льготных категорий граждан специализированные АТП были уже не единоличными претендентами, как это было в прежние времена. Пришлось выдумывать сложную комбинацию с приобретением в аренду Бахчисарайских автобусов.

В этот раз победителей, скорее всего, признали, основываясь на былых заслугах. Но в решении конкурса записали второго и третьего по очереди претендентов, готовых в любой момент заменить победителя, у которого на маршруты вышли все те же старенькие обшарпанные ЛАЗы, ПАЗы, «Икарусы», вызывая своей работой справедливые нарекания, например, жителей Северной стороны, самое большое из которых — невыполнение вообще льготных рейсов.

Конечно, общественный транспорт должен решать свою основную задачу — выполнение социальных функций защиты наших граждан, людей пенсионного возраста, которым согласно закону Украины предоставлено право бесплатного проезда на городских и пригородных маршрутах. А на Северной стороне каждый третий житель имеет льготы на проезд. Поэтому внимание к перевозке этой категории горожан особое. Вся тяжесть этих перевозок лежит на ЗАО «АТП «Северная».

Зачастую заказчик перевозок несвоевременно рассчитывается с АТП за эти перевозки. Вместе с тем и администрация автопредприятия не всегда вовремя представляет требуемые документы для своевременных начислений денежных средств на перевозку льготных категорий граждан. Здесь можно было бы проанализировать ситуацию на любом маршруте Северной стороны. Но вот на маршруте 12 «Пл. Захарова — Любимовка» частники решили взять под свой контроль транспортную ситуацию. Нашелся перевозчик, который приобрел два новеньких автобуса «Эталон», согласовал расписание и пустил их по маршруту, причем с учетом просьбы жителей со стоимостью проезда в 60 коп.

Сегодня в городе работает около 200 автобусов средней вместимости, принадлежащих частным перевозчикам, около 100 из них — «Богданы», «Эталоны», «Узотоелы», ПАЗы, более 100 — «Мерседесы», «Форды» вместимостью более 17 мест. Появилось новое специализированное АТП — СФ ООО «СимСитиТранс», в котором парк машин достиг 40 единиц, готовых организовать перевозку на любом маршруте. Не за горами новый конкурс. Серьезно к нему готовятся все. Частные перевозчики объединяются, строят технические базы, обустраивают места межрейсового отстоя, проходят соответствующее обучение руководители и сотрудники АТП. Все приводится в соответствие с транспортным законодательством, которое ужесточает требования к безопасности перевозок. Это прежде всего определено в недавнем Указе Президента Украины «О мерах по усилению безопасности пассажирских перевозок автомобильным транспортом».

Какая судьба ждет специализированные АТП? Думается, что из кризиса могут вывести целевая программа предприятия и лидер, способный обеспечить ее выполнение.

Другие статьи этого номера