Верный курс «Черноморца»

По решению Международной ассамблеи деловых кругов Украины и Министерства промышленной политики начальник центрального конструкторского бюро «Черноморец» В.И.Прозоров за большой личный вклад в оздоровление национальной экономики и развитие интеграционных процессов награжден «Золотым Меркурием». Это приятное событие послужило поводом для проведения пресс-конференции, на которой Виктор Иванович подвел итоги работы ЦКБ за последние восемь лет.За точку отсчета в своем экскурсе в прошлое он взял 1996 год, когда стал начальником ЦКБ. В наследство ему достались полуторагодовая задержка зарплаты, долги за электроэнергию, отключенные телефоны и отсутствие реальных перспектив на получение заказов. Договорившись с коммунальниками об отсрочке платежей, Прозоров, как это ни странно, взялся за разработку новой системы оплаты труда. Она базировалась на известном принципе, который в старые добрые времена, в сущности, так и не удалось реализовать: от каждого — по способностям, каждому — по труду.

В ЦКБ отказались от строго определенных должностных окладов и поставили зарплату в зависимость от количества и качества затраченного работником творческого труда и от того, какую прибыль этот труд принес коллективу. Осознавая это, люди повысили интенсивность труда, стали дорожить рабочим временем. Это позволило начать сокращение кадров, снижать затратную часть своего довольно скудного бюджета. Но все же главным и самым трудным был поиск заказов на выполнение проектно-конструкторских работ. Маркетинговые исследования рынка привели к мысли о необходимости выйти со своими предложениями за пределы Причерноморского региона и взять ориентир на страны Ближнего Востока, Индокитайского полуострова.

Одновременно в ЦКБ вели разработку более десяти аванпроектов по ремонту и модернизации судов. Эта работа не прошла даром. В частности, была разработана документация на постройку транспортной платформы «ТП-400», которую осуществил «Севморзавод». Платформу заказала Греция для доставки в нее из Украины двух кораблей на воздушной подушке «Зубр». Греки по достоинству оценили многофункциональность платформы, которая могла использоваться в качестве буксира, дока и перевозки крупногабаритных объектов.

Платформа явилась первым изделием, когда при проектно-конструкторских работах в «Черноморце» впервые использовали электронный комплекс, который позволял с помощью компьютерной графики воссоздавать трехмерное пространство. Еще одним уникальным заказом стало проектирование пожарного судна для Одесского нефтеналивного терминала. Это судно, не имеющее аналогов в Украине и России, благодаря телескопической вышке позволяет тушить пожары на высокобортных танкерах, обладает высокой маневренностью, может использоваться в качестве буксировщика и способно откачивать воду из трюмов судна, терпящего бедствие.

В рыночной экономике выживает тот, кто ориентируется не только на реалии сегодняшнего дня, но и прогнозирует отдаленное будущее. Сейчас в ЦКБ около четверти прибыли направляется на разработку перспективных проектов, которые будут востребованы в скором времени судостроителями и судоремонтниками. В запасниках «Черноморца» находится четыре типа танкеров, которые можно использовать для транспортировки наливных грузов в пределах Азово-Черноморского бассейна, в водах ближневосточных государств.

Признанием высокого профессионализма конструкторов и проектировщиков «Черноморца» является предоставление ему заказчиком полномочий генподрядчика. Эту ответственность взяло на себя ЦКБ при ремонте и модернизации первой подводной лодки ВМСУ «Запорожье», при реализации выигранного на тендере проекта иностранного заказчика. Разрабатывая технический проект, ЦКБ, будучи заинтересованным в его скорейшем воплощении в жизнь, стало оказывать заказчику содействие в получении кредита, участвовать в переговорах с инвестором. В прошлом году было выполнено 16 заказов. В этом году, по расчетам Виктора Прозорова, объемы проектно-конструкторских услуг сохранятся на высоком уровне, тем более что законом о поддержке судостроительной отрасли ЦКБ предоставлены некоторые финансовые льготы.

Есть одно бесспорное свидетельство того, что ЦКБ «Черноморец» идет верным курсом. В его творческий коллектив начинают возвращаться молодые конструкторы и проектировщики, которые несколько лет назад уволились в поисках лучшей доли.

Другие статьи этого номера