Чем больше в стране обеспеченных людей, тем сильней и богаче государство. Только развивая рыночную экономику, при обязательном регулировании со стороны государства можно обеспечить динамичное и стабильное его развитие.Согласно официальным данным, в соответствии с нормативно-правовой базой Украины около 90% цен в стране являются свободными и только 10% регулируются государством. В настоящее время жесткому ценовому регулированию подлежит достаточно узкий круг товаров и услуг, наиболее жизненно важных для человека и базовых для экономики: стоимость жилищно-коммунальных услуг, услуг водо-, тепло-, газоснабжения, транспортные тарифы и некоторые другие.
На продукты питания действуют свободные цены, которые устанавливаются субъектами предпринимательской деятельности самостоятельно и формируются в зависимости от спроса и предложения на потребительском рынке продовольственных товаров.
В целях реализации государственной политики, направленной на стабилизацию ценовой ситуации на потребительском рынке и социальную защиту малообеспеченных граждан, со 2 октября 2003 года достаточно эффективно действует распоряжение председателя городской государственной администрации N 1545-р «Об установлении предельных уровней торговых надбавок на некоторые продовольственные продукты», полномочия которого, кроме хлеба и хлебобулочных изделий, распространены на масло сливочное, молоко, колбасы вареные и другие продовольственные товары первой необходимости.
Успешной была работа программы по стабилизации цен на хлеб регулируемых сортов, для выполнения которой с начала года из городского бюджета была выделена дотация в размере 2,2 млн грн, что позволило сдерживать рост цен на продукты первой необходимости.
С 1 июня 2004 г. розничные цены на хлеб из муки 1-го сорта и на хлеб из смеси муки выросли в связи с отменой дотирования его производства и заменой дотации адресной помощью в порядке эксперимента.
Необходимость принятия такого решения была продиктована объективными причинами. Поскольку в летний период численность населения города возрастает вдвое, что способствует сезонному повышению спроса и цен на хлеб, было принято решение городского совета от 26.05.04 г. N 2025 «Об утверждении программы адресной поддержки отдельных категорий граждан города» и выделена дотация в сумме 900 тыс. грн из городского бюджета.
Внедрение адресной помощи позволило продавать хлеб по цене, обусловленной спросом и предложением, а не удерживать цену за счет дополнительных вливаний средств городского бюджета. Субъекты хозяйственной деятельности благодаря прибыльной работе обеспечили дополнительные поступления в городской бюджет и социальные фонды, в чем заинтересованы как городские власти, так и население. Малообеспеченное население было защищено от повышения цен на хлеб.
Поскольку в текущем году аграрии имеют отличные виды на урожай и государственные закрома в качестве госрезерва заполняются в достатке зерном, население застраховано в 2004 г. от ценовых потрясений — роста цен на хлеб не предвидится.
Повышение цен на некоторые продовольственные товары является результатом роста закупочных цен в целом по Украине. В Севастополе существует собственная специфика формирования ценового поля на продукты питания, т.к. в большинстве своем регион живет на давальческом сырье. Такое положение привело регион в зависимость от продукции, импортированной из других областей и регионов, а следовательно, к росту цен.
Следует отметить, что рейтинговая позиция г. Севастополя на ценовой лестнице несопоставима с любым регионом, в т.ч. с Автономной Республикой Крым, поскольку уровень средних цен формируется с учетом числа городов в области (регионе).
Сравнительный анализ средних цен по Украине свидетельствует о том, что город Севастополь занимает вторую рейтинговую позицию по уровню средних цен на хлеб социально значимых сортов. В сравнении со cpедними ценами по Украине цены на хлеб из муки 1-го сорта были ниже на 29%, на хлеб из смеси — ниже на 23%. Цены на макаронные изделия — на 10,0% ниже средних цен, на крупы: пшено, манку — незначительно выше (на 4,0% и 3,0% соответственно), рис — несколько ниже (на 2,0%), гречку — на уровне средних.
Цены на молоко, сметану, говядину, свинину, масло подсолнечное выше средних, сложившихся в регионах Украины, однако не являются самыми высокими; на колбасу вареную, масло сливочное, яйцо куриное — несколько ниже уровня средних (от 1% до 6%), на рыбу мороженую — одни из самых низких в стране (2-я рейтинговая позиция). Не стоит забывать, что Севастополь находится в курортной зоне, а это существенный фактор, влияющий на формирование цен, наряду с другими.
Ценообразование как составляющая часть общегосударственной экономики и социальной политики нашего государства направлена на обеспечение равных экономических условий субъектам хозяйствования, на ориентацию цен внутреннего рынка на уровень мировых цен.
Основные принципы установления и регулирования цен регламентирует закон Украины «О ценах и ценообразовании». Кабинет министров Украины на основании этого закона определяет полномочия по распределению цен и тарифов между министерствами, ведомствами и органами государственной власти на местах. Сегодня политика правительства и законодательной власти направлена на либерализацию процесса ценообразования.
Однако эта проблема не решается одним днем. Обнадеживают шаги, предпринимаемые правительством в этом направлении. Так, средняя заработная плата в 2003 г. в Украине увеличилась на 23%, в I квартале — еще на 23% и ее размер приблизился к 520 грн. Повышается минимальный уровень заработной платы, который в сентябре, как обещает правительство, будет повышен до 237 грн. С 2004 г. до 13% снижен уровень подоходного налога, что содействует росту реальных доходов населения, опережая темпы развития экономики.
Возникающие кризисы цен заложены перекосами в ценообразовании, сложившимися в результате практики прошлых лет, когда низкие государственные цены дотировались государством. В условиях рыночных отношений такая «экономика» невозможна.
Но пока мы находимся на пути к рынку, ценовая ситуация находится под постоянным контролем Севастопольской ГГА, которая стремится стабилизировать социальную обстановку в городе, защитить малообеспеченные слои населения.
Так, принятым совместным решением СевГГА и городским советом от 3 февраля 2004 г. N 1774 «Об утверждении программы адресной социальной поддержки отдельных категорий малообеспеченных граждан г. Севастополя «Содействие» на 2004-2008 годы» предусмотрено выделить в 2004 году из городского бюджета более 2 млн грн для поддержки малообеспеченных слоев населения.
Принимая во внимание решение сессии городского совета от 26.05.04 г. N 2024 «О поддержке заявлений, обращений севастопольцев о недопущении роста цен и тарифов в г. Севастополе», цены и тарифы до конца 2004 г. пересматриваться не будут.