Верность жизни. Верность сцене

В драматическом театре им.Б.Лавренёва ЧФ РФ — 55-летний юбилей очень сложного, очень талантливого, очень известного человека. Говорить о нём конкретно, называя даты, спектакли, роли, не имеет смысла. Об этом писали часто, ярко, много. Но то, за что любят и ценят этого артиста вот уже три десятилетия, абсолютно неконкретно.Он не любит давать интервью. Это не поза — принципиальное нежелание говорить банальности, не пустословить, не выпячиваться. Очень не любит бывать на телевидении — это глубокая убеждённость в том, что выражать себя актёр должен только на сцене. Не размениваться, не удешевляться. Иногда он кажется неприветливым и даже циничным — потому что не признаёт доступности и панибратства. На самом деле в глубине сложной актёрской сути Александра Лукича Губарева за блещущими доспехами званий — народный артист России, заслуженный артист Украины, лауреат Государственной премии АРК — и сегодня живёт «розовский герой», во что бы то ни стало ищущий и добивающийся справедливости, жаждущий невозможного, верящий в нереальное и неисполнимое, стремящийся к небывалой свободе.

Он чувствует время — его форму, но по содержанию он верен напряжённым, насыщенным, очистительным, взрывным и немного наивным шестидесятым годам уже прошлого столетия. Это его родина — не географическая точка на карте, а отрезок исторического времени. Поэтому он никогда не менял коней на переправе, хотя много сезонов подряд выходил на сцену в образе Ленина. В его героях никогда нет гармонии, потому что его вожди — всегда рабы своей зависимости от окружения, его рабы — неудавшиеся вожди, его злодеи — споткнувшиеся о зависть и корысть «бывшие» хорошие люди, его весельчаки — самые грустные мудрецы. В конфликте с самим собой построены почти все созданные им образы — а их за тридцать лет в театре у Губарева более ста. У него были провалы — беспощадные, страшные, высасывающие веру в себя. Он помнит о них.

Он любит спорить, он не боится конфликтов. С женой в спорах и согласии он живёт уже тридцать три года.

Его интересует только то, в чём есть любовь; его интересуют только те, кто умеет любить — в жизни и на сцене. Он трепетно, до обожания любит своих учеников — ныне коллег по актёрскому цеху. Он прощает им безмерно много за умение любить — даже то, что больно ранит его самого, то, чего он никогда бы не простил самому себе — актёру и человеку. Ему невыносимо горько, когда они предают профессию, а это случается, но губаревские ирония и юмор скрывают такие незаживающие раны почти ото всех.

Во всём и всегда он остаётся Артистом — когда учит актёрскому мастерству или ставит спектакль.

Он никогда не врёт самому себе, не терпит лести и подобострастия. Мастерство, опыт, звания не спасают его от мальчишеского, «дебютантского» волнения на премьере, но чуть дрогнувшие пальцы, чуть сбившееся дыхание, чуть изменившийся обертон голоса волнуют зал.

24 июля Александру Губареву исполняется 55. В этот день он, как обычно, выйдет на сцену в Херсонесе — в образе Монтекки в трагикомедии «Чума на оба ваши дома». Конечно, будут поздравления коллег, друзей, поклонников. В общем, ничего экстраординарного, если не считать того, что тридцать лет истории театра флота севастопольцы связывают с именем этого артиста — Александра Лукича Губарева. Пожалуй, это немало.

Другие статьи этого номера