Сколько бы мы ни говорили об экологии нашего города, о состоянии окружающей природной среды, все слова оказываются пустыми, пока мы не попробуем посмотреть на эти проблемы конкретно, с точки зрения каждого гражданина. Приведем лишь несколько цифр. Так на каждого отдельно взятого гражданина Севастополя в год приходится почти 1 тонна накопленных твердых бытовых отходов. На душу населения «падает» 163,7 кубического метра сточных вод. И каждый житель ежегодно ощущает на себе, т.е. дышит, 0,068 т загрязняющих выбросов от автотранспорта. Все это результат производственной деятельности сотен и тысяч предприятий города и флота. Думаю, вы уже хоть в какой-то, пока еще незначительной степени, но оценили пагубные последствия цивилизации. И все это при том, что наш регион славится богатством ландшафтного и биологического разнообразия, при том, что одной трети территории Севастополя предоставлен статус заповедных объектов.
Как же объективно оценить влияние на окружающую природную среду многочисленных субъектов хозяйственной деятельности? Кто и как может выступить в роли арбитра?
Этой цели служит Закон об экологическом аудите, который недавно был подписан Президентом Украины Л.Кучмой. Экологический аудит в стране и в нашем городе проводится с целью обеспечения законодательства природной среды в процессе хозяйственной и другой деятельности.
Как подчеркивается в законе, основными задачами экологического аудита являются: сбор достоверной информации об объекте экологического аудита, определение соответствия объектов экологического аудита требованиям законодательства об охране окружающей природной среды, оценка влияния деятельности объекта аудита на природу, оценка эффективности, полноты и обоснованности мероприятий, которые проводятся для охраны окружающей природной среды на объекте экологического аудита. Основными принципами экологического аудита являются: независимость, законность, научная обоснованность, достоверность, документальность, конфиденциальность, персональная ответственность аудитора. Это, пожалуй, первый закон Украины (а природоохранное законодательство Украины — это 100 законов и около 500 подзаконных актов), где государство вполне определенно отказывается от монополизма в сфере природоохранной деятельности. Статья 14 этого закона гласит: «Запрещается проведение экологического аудита органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, лицам, которым законодательством запрещено заниматься предпринимательской деятельностью».
Новый закон четко определяет содержание форм добровольного и обязательного экологического аудита, внутреннего и внешнего экологического аудита, а также требования к исполнителю экологического аудита. В законе детально выписаны порядок проведения экологического аудита и организация экологоаудиторской деятельности. Сертификат на право проведения экологического аудита выдается специально уполномоченными органами исполнительной власти по вопросам окружающей природной среды обученным аудиторам. Методическое обеспечение организации экологоаудиторской деятельности и проведение экологического аудита осуществляет центральный орган исполнительной власти по вопросам охраны окружающей природной среды при участии заинтересованных центральных органов исполнительной власти.
Итак, закон принят, подписан, вступил в силу. И можно надеяться: выиграет природа, а значит, выиграем и мы с вами.
Экологический аудит: с чем вы связываете это понятие?
Александр БЕСКАРАВАЙНЫЙ, заведующий санитарно-гигиеническим отделом: