Норка цвета фламинго

(Окончание. Начало в номерах за 27, 28 и 29 июля)

На высоте сотен метров в Карпатах строится горнолыжный комплекс «Буковель», надежда и гордость туристического будущего Ивано-Франковщины. В самом деле, по своим природным возможностям Карпаты могут конкурировать с лучшими комплексами Австрии, Швейцарии, Словакии, Франции, важно лишь создать цивилизованную базу.

— В Украине этот продукт отсутствует, ниша остается пустой, — говорит директор горнолыжного курорта «Буковель» Андрей Шилин. — А ведь можно зарабатывать большие деньги. Вот пример: за рубежом состоятельный турист-горнолыжник в день тратит в среднем 100 евро. Село с населением 2,5 тысячи человек может принять 25 тысяч туристов ежедневно. Вы посчитали уже его бюджет? Внушительная цифра? Даже сейчас, когда наш комплекс только начинает развиваться, соседнее, прежде никому неизвестное село Поляница дает в бюджет столько же средств, сколько и известный курорт Яремча. В этом сезоне мы приняли 30 тысяч туристов. И многие любители зимнего спорта в Украине и России уже убеждаются: не стоит отправляться далеко за рубеж, когда есть свои хорошие возможности.

Благодаря значительным вложениям инвесторов «Буковель» преображается на глазах. Прежде всего привлекает взор сама база в расщелине между гор: деревянные коттеджи со всеми благами цивилизации, ресторан, сауна с особой технологией подачи тепла. Здесь строятся суперсовременные подъемники, разрабатываются горные маршруты различной степени сложности трасс, на которых с лыжниками работают мастера экстра-класса. А для начинающих действует «kinder-park» (школа для новичков). Через два дня они уже совершают самостоятельные спуски. Для детей здесь предусмотрено самое современное снаряжение, оборудование и оснащение, ботинки, например, такие, что они полностью повторяют форму ноги. Предусмотрено и катание на воздушных камерах (сноутюбинг).

Вся жизнь районного центра связана с меховым производством. Еще в XVI в. мастерам Тисменицы было предоставлено Магдебургское право на меховое производство. И вскоре изделия с маркой Тисменицы стали принимать участие в торгах на Дрезденской, Лейпцигской, Лондонской ярмарках. Однако новое направление в работе фабрики началось с создания совместного предприятия, одного из самых первых в тогдашнем Советском Союзе. Его порядковый номер 68 — из шести миллионов совместных предприятий. Зарубежные партнеры выбирали между традиционно известными тогда фабриками в Ленинграде, Москве, Риге и на Ивано-Франковщине. Остановились на Тисменице. С тех пор флаг украинско-нидерландского совместного предприятия «Тыкаферлюкс» развивается на ярмарке во Франкфурте-на-Майне, где собираются лидеры и законодатели меховой моды. Супермодная палитра цветов (ноу-хау фирмы из Франкфурта) и золотые руки украинских мастеров способствуют явному успеху коллекций из Тисменицы. Призы, награды, дипломы… всего 37 престижных международных наград, полученных в Италии, Испании, Швейцарии, Франции, Англии, Германии, США, ЮАР, Корее.

— А ведь было время, когда норка у нас «стояла», словно шифер. Теперь же попробуйте — чистый шелк, — говорит глава правления фирмы И.М.Артемович.

Иван Михайлович проводит нас по цехам фабрики, где за год перерабатывается и изготовляется более 5 млн шкурок и вырабатывается по новым технологиям более 1000 моделей меховой одежды. И.М.Артемович с нескрываемым удовольствием рассказывает о предприятии, гордится тем, что сам проработал здесь уже 40 лет. Начинал с ученика, прошел все ступени производства и вот теперь возглавляет коллектив, который поставляет продукцию по всему миру.

— Свои коллекции мы готовим совместно с Институтом прикладного искусства. У нас широкая сеть магазинов — более ста. Есть магазин и в Севастополе (это кивок в сторону журналиста из Севастополя. — Е.Ю.). Коллекции нравятся в мире. А это значит, что тем самым мы не просто представляем, мы открываем Украину всему свету.

…Мы тоже с удовольствием открывали для себя Украину. Точнее, один отдельно взятый ее регион — Ивано-Франковщину.

И так случилось, что еще одна новая информация пришла напоследок, когда мы, уже опаздывая, буквально примчались на железнодорожный вокзал. Оказывается, этот вокзал (в прошлом Станиславский) — один из старейших, наиболее цивилизованных в Украине, построенный еще до киевского. На металлических столбах перрона значится год основания: «1886 год». Ныне вокзал преобразился, как и все железнодорожные станции Украины.

…На этот раз нам так и не удалось отыскать цветок папоротника в ночь на Ивана Купалу или цветок рододендрона в Карпатских горах. Может быть, повезет сюда снова вернуться…

Другие статьи этого номера