Продление моратория на продажу земель сельскохозяйственного назначения тормозит земельную реформу

В 2001 году Верховная Рада приняла новый Земельный кодекс, названный аналитиками весьма прогрессивным. В соответствии с его переходными положениями 1 января 2005 года должна была стартовать торговля участками — важнейшая составляющая либеральной экономики. А долгие три года отсрочки предназначались для написания парламентариями необходимых сопутствующих законов.На практике все вышло иначе. Законом, принятым 17 июня, предусматривалось, что физические и юридические лица, которые имеют в собственности земельные участки для ведения сельского хозяйства, не смогут до 1 января 2007 года продавать или отчуждать другим способом земельные участки, кроме случаев передачи в наследство и изымания земли для общественных нужд.

Президент Украины Леонид Кучма наложил вето на закон, предусматривающий продление до 2007г. моратория на куплю-продажу земель сельскохозяйственного назначения. Продление моратория на торговлю землями сельскохозяйственного назначения препятствует созданию соответствующих условий для функционирования рынка земли, обеспечению прав граждан, юридических лиц, территориальных общин и государства в целом, а также приведет к снижению инвестиционной привлекательности агропромышленного комплекса Украины.

Эксперты двояко оценивают данное событие. С одной стороны, с отменой моратория следовало бы повременить. Для нормальной работы рынка земли необходимо разработать нормальную законодательную базу. Продление моратория позволит законодательно закрепить порядок функционирования рынка земли. Сейчас же в этой сфере возможны злоупотребления, связанные с несовершенством механизмов купли-продажи участков. С другой стороны, уже принята значительная часть законов, необходимых для функционирования рынка земли, а часть законопроектов находится на рассмотрении Верховной Рады Украины.

Анализируя сложившуюся ситуацию, можно сделать следующие выводы: во-первых, запрет на продажу земли находится в конфликте с конституционными гражданскими правами, во-вторых, отмена моратория позволила бы сформировать законодательную базу и использовать землю в качестве предмета залога в банках. Сегодня сельскохозяйственное предприятие, которое только арендует землю, но не владеет ею, может в залог для получения кредита в банке предложить только будущий урожай. В то же время для банков намного более привлекательным залогом являлась бы земля как более надежный и ликвидный объект. Получается, что для функционирования финансовых рынков в сельской местности необходимо создать полноценный рынок земли и как можно быстрее. Затягивание процесса введения свободного оборота земли может привести к снижению интереса иностранных инвесторов к украинскому агропромышленному комплексу. Потенциальные зарубежные партнеры уже сейчас согласны вкладывать инвестиции при условии ближайшей перспективы отмены моратория. В противном случае отечественный АПК инвестиций так и не получит.

Отсутствие земельной ипотеки способствует как нельзя лучше формированию теневых схем продажи сельскохозяйственных угодий. Это в-третьих. В-четвертых же, капитализация земли способна в какой-то степени восстановить социальное равновесие между городом и селом. Ведь до сих пор вложения в сельскую инфраструктуру во много раз меньше, чем в городскую, в результате чего заработная плата в сельском хозяйстве намного ниже, чем в промышленности. Количество денег, которые в недалеком будущем поплывут в казну от продажи земли, прогнозировать пока никто не пытается, но появляется шанс довести зарплату учителям и медработникам, особенно в сельской местности, до более достойного уровня.

В-пятых, значительное количество земель сельхозназначения находится в руках пенсионеров, многие из которых не имеют наследников или имеют таковых за границей. Пожалуй, капитализация земли — последний шанс для многих стариков пожить по-человечески на доход от ренты либо добровольной продажи своего земельного пая…

Формирование ипотечного рынка земли призвано стать первым этапом выведения сельского хозяйства Украины на рельсы интенсивного развития.

Если мы действительно хотим создать рыночную экономику, то собственник должен иметь право распоряжаться землей, не говоря о том, что это право ему гарантировано Конституцией Украины. Сегодня он такой возможности не имеет.

Другие статьи этого номера