«В определенном смысле, мы — око государево»

Татьяна Викторовна Федотова — руководитель представительства Национальной службы посредничества и примирения в Севастополе. Государственный чиновник, возглавляющий структуру, подчиняющуюся Киеву. Однако цель ее деятельности — решение проблем, трудовых коллективных споров, возникающих на севастопольских предприятиях. Чем может быть полезна нам Национальная служба посредничества и примирения? В чем эта структура видит свои задачи? Для чего она создана, каким должен быть результат?- Татьяна Викторовна, как давно в городе существует ваша организация, в чем смысл ее работы?

— Существует ряд государственных указов и законов, обусловливающих нашу деятельность. Главный смысл — способствовать грамотному разрешению коллективных трудовых споров с учетом действующего законодательства. Служба существует около шести лет.

Необходимость создания подобной организации продиктовала сама жизнь. С развалом Союза, прежних экономических устоев в трудовых коллективах возник целый ряд насущных проблем. В основном их суть — конфликт между наемными работниками и руководством предприятий. Мы же должны, учитывая законы, найти компромисс.

— Безусловно, далеко не все обладают юридической грамотой. Но если выражаться буднично, то, как правило, конфликты на предприятиях возникают там, где люди ущемлены в обычных своих правах, например, вовремя не получают зарплату, соответственно не могут прокормить семьи. А между тем право на труд позволяет нам не только работать, но и требовать достойной платы за выполненную работу…

— Совершенно правильно. Но, как показывает практика, очень часто конфликты протекают стихийно, много эмоций, а нужного результата нет. Особенно сложно разобраться в ситуации там, где нарушены права целой группы работников. Есть общий настрой, накал страстей, но нет желания сесть за стол переговоров. Как правило, начинают раздаваться призывы к самой крайней мере — к забастовке. Да, Конституция страны дает такое право на защиту своих интересов. Но даже здесь нужно руководствоваться существующими законодательными нормами. Иначе конституционное право перейдет в разряд уголовных. Наша задача — не допустить крайностей, а если не удается, подсказать людям, как правовым, законным путем прийти к забастовке. То есть осуществить свои права так, чтобы потом не быть наказанными.

— Наверное, для некоторых людей вы ассоциируетесь с государственной структурой, призванной ни в коем случае не допустить прорыва конфликта и его публичной огласки. Дескать, поэтому и вмешиваетесь, увещеваете, пугаете законом…

— Мы не карательный и не надзорный орган. Сомнений тут быть не должно. Мы сами высоко ценим свою независимость и отдаем отчет в том, что призваны воздействовать на две стороны спора. Это очень важный момент. Мы — своеобразный буфер. Наша задача, используя свои знания, найти точки взаимодействия методом взаимных уступок, при этом предлагая людям необходимый правовой инструментарий. В конце концов, если система наших мер оказывается бессильной, мы не сможем урегулировать конфликт. Если ни одной из сторон не учтены наши рекомендации, мы имеем право помочь наемным работникам подготовить исковые заявления в суд.

— Понятно, что истинные причины конфликта могут быть разными: объективными, субъективными. Может быть, виноват горе-руководитель, а может быть, он сам заложник тупиковой экономической ситуации, сложившейся на предприятии давно. Как тут разобраться?

— Безусловно, в жизни бывает все. Скажу даже больше, в определенном смысле наша служба — око государево. Мы взаимодействуем с самыми разными государственными структурами. Подготавливаем соответствующие письма, в том числе и в горгосадминистрацию, где излагаем свою точку зрения. Кроме того, ежедекадно мы подаем оперативную информацию о нашей работе, наблюдениях в центральный аппарат, затем она поступает в Кабинет министров Украины. В случае необходимости будут подключены другие меры воздействия. Ведь в конечном счете в стабильной социально-экономической ситуации в стране заинтересованы все.

— Наверняка за годы вашей работы появились конкретные примеры, когда при содействии вашей службы посредничества и примирения был разрешен в той или иной степени трудовой конфликт.

— В качестве примера могу вспомнить непростую ситуацию, сложившуюся на предприятии «Севастопольлифт». Это был долготекущий конфликт, к моменту нашего вмешательства уже состоялось 7 забастовок, работники угрожали восьмой. К этому времени отношения сложились такие, что руководитель предприятия и лидер профсоюза в прямом смысле видеть друг друга не могли, не то что о чем-то договориться. Задолженность по зарплате возникла еще в 1999 году, с тех пор только увеличивалась. Люди были в отчаянии.

Мы провели собственное расследование, беседовали с обеими конфликтующими сторонами. Привлекли внимание горгосадминистрации, сели за стол переговоров. Нашлись экономические рычаги, позволяющие в перспективе вывести предприятие из кризиса. Не сразу, конечно, постепенно. Предприятие было реструктуризировано, найдены более современные подходы. И сегодня, хотя коллективный трудовой спор снят с регистрации, мы продолжаем держать на контроле ситуацию на предприятии.

— Спасибо за беседу. Напоследок назовите нашим читателям адрес представительства Национальной службы посредничества и примирения в Севастополе.

— Мы размещаемся по адресу: проспект Героев Сталинграда, д.43, комната 208. Если возникли разногласия между наемными работниками и руководством предприятия, обращайтесь к нам за консультацией. Мы поможем не допустить разрастания конфликта.

Другие статьи этого номера