Бюджет-2005: в свете устремлений медиков, учителей, пенсионеров и исполнительной власти

В дни своего очередного приезда в Севастополь В.А.Заичко провел немало встреч в трудовых коллективах и в своих выступлениях делал акцент на формировании бюджета 2005 года:- Такого бюджета за тринадцать лет еще не видела Украина. По сравнению с 2004 г. бюджет увеличивается на 28 млрд грн и достигает отметки в 110 млрд грн. И очень важно, что идет серьезное увеличение средств, выделяемых на региональное развитие. Предполагается, что впервые местные бюджеты будут увеличены на 29 процентов, а по сравнению с 2000 г. местные бюджеты возрастут на 300 с лишним процентов. Нынешнее правительство первое, которое в бюджетной политике закладывает большие субвенции для поддержания важнейших объектов жилищно-коммунального комплекса, автомобильного и дорожного хозяйства, благоустройства городов. Сравним: если в 2000 г. на эти цели в государственном бюджете было выделено 10 млн грн, то в проекте 2005-го — уже 900 млн грн. Четко прослеживается вопрос децентрализации средств, которые оседали в центральных органах.

Как же будут распределяться эти 28 млрд грн? Основной задачей бюджета-2005 являются повышение заработной платы населения, выравнивание минимальной зарплаты и прожиточного минимума. Правительство под руководством В.Ф.Януковича планирует с 1 января повысить минимальную зарплату до 262 грн (вспомним, что еще совсем недавно она равнялась 132 грн). Для того чтобы обеспечить этот минимальный уровень оплаты труда, необходимо 5 млрд грн. Средства на эти цели предусмотрены в полном объеме. Расходы на здравоохранение увеличиваются почти в пять раз (с 4,8 до 13 млрд грн), на образование — более чем в три раза (с 7 до 22 млрд грн).

На встрече с персоналом первой городской больницы В.А.Заичко привел конкретные данные роста средств, выделяемых на охрану здоровья, — бюджет возрастет в 1,7 раза по сравнению с 2002 г. Существенно увеличится оплата труда медицинских работников. Так, если в 2003 г. ставка врача составляла 224 грн, то в 2005 г. она будет равняться 507 грн без прочих доплат. Возрастают средства, выделяемые на государственные программы: на иммунопрофилактику населения — на 30 проц. больше прошлого года, на борьбу с туберкулезом — дополнительно 54 млн грн, на обеспечение инсулином больных сахарным диабетом — 163 млн грн, на приобретение высококачественного медицинского оборудования — 166 млн грн, на профилактику и лечение ВИЧ-инфекций — 32 млн грн, на обеспечение государственной программы «Онкология» — 162 млн грн, что на 40 проц. выше уровня текущего года. В этом направлении немало было сделано в нашем городе. Так, 1 млн 100 тыс. из дополнительных ресурсов было направлено на ремонт и оборудование ряда медучреждений.

В.А.Заичко остановился также на проблемах образования. И начал с зарплаты учителей: она возрастет в 2005 г. до 568 грн против 294 грн в 2003 г. Впервые вводятся целые программы в образовании, в том числе питание детей 1-4 классов на государственном уровне. Вводится целый ряд инвестиционных региональных программ, которые возрастают более чем в 2,6 раза. А о том, что впервые за много лет увеличены пенсии, причем уже с 1 сентября их минимальный размер сравнялся с прожиточным минимумом, всем хорошо известно. Решен еще один важный вопрос для категории военнослужащих, которые ушли на пенсию в 1991-1992 гг. А таких в Севастополе 28 тысяч человек. Их пенсия приравнивается к пенсии ныне уходящих военнослужащих и возрастает в 3,5 раза по сравнению со сложившейся.

Впервые предусмотрены и правительством приняты наработки комиссии по сбережениям вкладов.

— За два года я получил более 5 тысяч обращений пенсионеров, которые имели небольшие сбережения в сбербанке. Просили помочь. И вот теперь принято важное решение. На эти цели в 2005 году в стране выделяется 6,5 млрд грн.

Есть еще обнадеживающая тенденция: Кабинет министров решил погасить в 2005 г. 6 млрд грн задолженности перед вкладчиками бывшего Сбербанка СССР путем реструктуризации (в том числе списания) на такую сумму их долгов по жилищно-коммунальным услугам. У тех же, у кого таких долгов нет, начиная с 1 января 2005 г., будут оплачиваться текущие платежи в объеме 20 процентов за счет имеемых сбережений. Сравните: 500 млн грн и 6 млрд грн — это большая разница.

Естественно, рост общегосударственного бюджета скажется на увеличении средств, выделяемых для реализации программы социально-экономического развития всех регионов. Причем необходимо подчеркнуть, что в этом ряду Севастополь по десяти позициям выходит на первое место среди других городов Украины. Даже киевляне удивляются: за что Севастополю такие привилегии? В целом же бюджет будущего года составит 177 проц. по отношению к 2002 г. Вспомним, что город в 2002 г. начал получать субвенции за счет пребывания в Севастополе Черноморского флота в сумме 32 млн грн. В 2004 г. выделяется уже 63 млн грн. А на 2005 год — 80 млн грн. Дополнительно к этому городу определяются субвенция на целевое развитие Балаклавы и субвенция на завершение строительства мемориала защитников Севастополя на мысе Хрустальном.

— Все это стало возможным только в результате конструктивной работы правительства и понимания роли и места Севастополя, — подытожил В.А.Заичко.

Деньги есть. Деньги приходят в город. Однако озабоченность народного депутата вызывает ход выполнения социально-экономической программы нынешнего года. На заседании координационного совета депутатского объединения 225-го округа В.А.Заичко высказал свои претензии в адрес некоторых исполнительных работников районных администраций и ряда управлений. Главная проблема — в освоении выделенных средств. На сегодня осваивается лишь немногим более половины запланированного. За девять месяцев в казначейство поступила лишь треть заявок. Работа на некоторых объектах недостаточно организована и ведется с низким качеством. Из-за неосвоения бюджетных средств, выделенных фондом развития, под угрозой находится выполнение программы газификации Нахимовского района. Что касается ремонта аварийных домов, то хотя программа и выполняется, но темпы объема ремонтных работ никого не устраивают — ни жильцов, ни депутатов. Нередки ситуации, когда при первой же непогоде в отремонтированном доме текут крыши.

Вот и получается: деньги городу предусмотрены, но они, оказывается, не нужны. Так как же можно при формировании бюджета-2005 отстаивать повышенные запросы, когда средства, выделенные на нынешний год, еще не израсходованы даже наполовину?! Как теперь власти города собираются доказывать и обосновывать свои претензии на эти деньги? Тем более что в 2005 г. по постановлению Кабмина на ремонт аварийного жилого фонда в государственном бюджете предусматривается уже не 400 млн грн как ныне, а 900 млн грн. Это значит, что и в Севастополе могут быть определены для реализации уже не 56 домов, как в 2004-м, а 100 домов, которым еще 30 лет назад был придан статус аварийных. В этих домах проживают 20 тысяч севастопольцев. Однако есть опасения, что этот план может быть сорван.

Проект нового украинского бюджета вселяет надежды на реальное улучшение жизни. Но очень важно, чтобы и в центре, и на местах все были заинтересованы в его реальном воплощении.

Другие статьи этого номера