Решать проблемы необходимо сообща

С момента создания государственной судебной администрации в г. Севастополе прошло два года. И, как признаются работающие здесь юристы, за это время пришло понимание того, что для коренного изменения ситуации необходимы объединения усилий, тесное сотрудничество с судами, местными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления.Основной проблемой для Севастополя по-прежнему остается большая нагрузка на судей. В городе создано и функционирует 4 районных и один апелляционный суд. В течение 2003 года в местные суды города поступило 1787 уголовных, 12499 гражданских и 30915 дел об административных правонарушениях. Нагрузка на одного судью города в прошлом году составляла 117,87 дела при том, что средний показатель по Украине составляет 110,2 дела. В то же время наименьший остаток нерассмотренных гражданских дел в судах к концу 2003 года составил 4,2 % при среднем показателе по Украине 13,3%. С самой большой нагрузкой работали судьи Ленинского суда (127,62 дела).

На основании систематического анализа статистических данных судами неоднократно инициировался вопрос выравнивания нагрузки на судей, введения дополнительных единиц судей, который, к сожалению, еще не решен. Территориальным управлением постоянно ведется работа по организации повышения квалификации судей и работников аппарата судов. Так, на базе управления 2 сентября 2004 года открыто Севастопольское региональное отделение Академии судей Украины, юрисдикция которой распространяется на юг Украины.

Штатным расписанием районных судов предусмотрено 38 должностей судей. Фактически же работает лишь 31 судья. В прошлом году избраны бессрочно 2 судьи, 2 назначены впервые, по состоянию здоровья уволился с работы один судья и еще один находится в отпуске по уходу за ребёнком до 3-х лет. С начала 2004 года избраны бессрочно 10 судей, назначен на должность впервые 1 судья.

Для надлежащей организации судопроизводства в городе принята и действует Региональная программа обеспечения деятельности судов на 2003-2005 гг.

Основными задачами данной программы являются создание надлежащих организационных, финансовых и материально-технических условий для функционирования судов и судей, органов судейского самоуправления, формирование высококвалифицированного судейского корпуса, формирование и внедрение системы профессиональной подготовки и переподготовки судей и работников аппарата судов, информационное, нормативно-правовое обеспечение деятельности судебной системы.

Отдельно следует отметить недостаточность финансирования капитальных и текущих ремонтов, а в ряде положительных моментов — некоторые продвижения в компьютеризации судов. Так, в прошлом году ГСАУ в каждый районный и городской суды области направлено по два комплекта компьютеров, установлена электронная почта и упорядочена нормативно-правовая база.

Все суды сегодня обеспечены комплектами средств фиксации судебного процесса. Впервые за последние годы для судов приобретены столы, стулья, столы и скамьи для залов судебных заседаний. Суды обеспечены канцелярскими принадлежностями, марками и бланковой продукцией.

Надлежащее информационное обеспечение судов, создание согласно ст.131 закона «О судоустройстве Украины» библиотеки судов, обеспечение нормативно-правовой базой зависят от состояния финансирования этих мероприятий. Однако невзирая на позитивные сдвиги, остается еще целый ряд проблем по обеспечению судов и судей. Их решение должно осуществляться на государственном уровне при безусловной поддержке как центральных, так и местных органов власти. Остается надеяться, что совместными усилиями и при поддержке государства удастся преодолеть трудности в осуществлении судебно-правовой реформы.

Другие статьи этого номера