Невротические реакции у школьников. Где выход?

Мы, взрослые, часто не понимаем своих детей. Такие требования к ребенку, как хорошая учеба, дисциплина, активная помощь родителям в домашних делах, кажутся нам элементарными по сравнению с нашими взрослыми проблемами. Взаимное непонимание очень часто приводит к конфликтам и тупиковым ситуациям. В чем же истоки непонимания? На этот вопрос отвечает детский психолог, кандидат психологических наук Елена Борисовна ШИХМАТОВА.- В современной школьной жизни наблюдаются свои сложности. Например, существуют два противоречащих друг другу явления: усложнение школьной программы, с одной стороны, и наличие различных проблем со здоровьем у школьников (нарушение осанки, зрения, аллергия и т.п.) уже с 1-го класса. Наслоение стрессов в определенной степени обрекает ребенка нести тяжелую ношу. Если ребенок с ней не справляется, то это, прежде всего, проявляется в повышенной тревожности. А в средних и старших классах существует большая вероятность невротических реакций на школьные проблемы. Невротические реакции обычно описывают в виде трех классических противоречий, возникающих в сознании ребенка:

— противоречие между «надо» и «могу»;

— противоречие между «надо» и «хочу»;

— противоречие между «могу» и «хочу».

Все эти противоречия заложены в скрытой форме в учебной деятельности. Например, нужно учиться хорошо, а могу лишь на «3», нужно учить уроки, а хочется пойти погулять, хочу быть успешным в учебе, а не получается. Если какое-либо из противоречий проявляется в острой форме, если проблемы постоянно висят над головой как дамоклов меч и ребенок самостоятельно не может решить свои проблемы, то у него возникает стресс и, как следствие, — бессонница, понижение иммунитета организма и т.д.

Если школьник здоровьем не блещет, то при большой нагрузке в средних и старших и классах при стремлении добросовестно заниматься накапливается хроническая усталость. А если еще и отметки оказываются не те, о которых мечтали родители и сам ребенок, то напряжение не спадает. В основе тревожности всегда лежат внутренние конфликты.

— А могут ли дети сами выработать способ борьбы с излишним напряжением?

— Подсознательно дети ищут свой способ справиться с излишним напряжением. Это может быть:

— обесценивание ситуаций учебы: оказывается, ученик уже «не хочет» хорошо учиться;

— другой способ «забыться» — уход от неприятностей школьной жизни в себя, в занимательную игру, в мир телепередач…

— Понятно, что это не самые правильные решения. Где же выход?

— Успешный путь решения школьных проблем — это систематическое, постоянное овладение знаниями малыми порциями. Усвоить учебный материал наскоком, через авралы при возрастающей сложности материала и слабом здоровье для большинства школьников проблематично.

Другой важный способ профилактики, помогающий успешно учиться, — это соблюдение режима труда и отдыха. Ребенку рекомендуется ежедневно бывать на свежем воздухе от 3-х до 5-ти часов. Но сейчас вряд ли найдется пятиклассник, который столько времени гуляет. В лучшем случае это время получается, если учитывать его езду в школу и из школы, на кружки, в секции и обратно.

— С чем еще связаны сложности учебной жизни?

— С неумением общаться, прежде всего, со взрослыми. Для ученика важен не только тот факт, что он не сделал или недоделал, но и реакция учителей и родителей не него. Ребенок ждет от взрослого одной реакции — чтобы он вошел в его положение. Научиться принимать на себя ответственность в обыденной жизни за свои поступки — целая наука. И именно этому следует учить школьника. Такой опыт черпается из построенных особым образом отношений и воспитательных ситуаций.

Раздраженный взрослый — плохой пример для ребенка, как справляться со сложными жизненными коллизиями. У школьника недостаточно социального опыта, поэтому чужая реакция на события родителей, учителей или товарищей «примеривается» на себя как одежда. Дети, которые кричат друг на друга в споре, часто повторяют поведение взрослых по отношению к ним. Ребенка нужно учить решать сложные жизненные проблемы, беря на себя ответственность, а не избегая ее. Конечно, у взрослого также может не хватить сил на терпеливое, педагогически взвешенное влияние на ребенка. Существует феномен сгорания и у взрослых — из-за переутомления не хватает сил для общения, возникает беспричинная раздражительность и т.д., словом, все, как у школьников. И все же надо развивать самообладание. Жизнелюбивый, доброжелательный, активный взрослый — источник для подражания и хорошего настроения для всех.

— Спасибо за беседу.

Другие статьи этого номера