26:0 в пользу Театра танца Вадима Елизарова

Их давно не было в родном городе. Так давно, что зрители соскучились и задавались вопросами: когда начнутся спектакли Театра танца? И вот, наконец, мы встретились с художественным руководителем Театра танца народным артистом Украины В.А.ЕЛИЗАРОВЫМ.- Вадим Альбертович, где же был ваш коллектив на протяжении такого длительного времени?

— Нам выпала честь представлять наш город в фестивале искусств, который идет по всем регионам Украины под патронатом премьер-министра Украины В.Ф.Януковича. В этом фестивале участвуют как профессиональные, так и лучшие самодеятельные коллективы страны. Более того, в рамках праздника искусств принимают участие гости — известные коллективы, звезды эстрады и сцены из России, Белоруссии. Мы очень горды тем, что представляли Севастополь, ведь понятно, что далеко не каждый город, не каждый регион участвовал в фестивале. Важно и то, что наш театр был представлен самостоятельно, не в рамках какой-то артистической бригады или сводной программы. Параллельно с нами работали такие признанные коллективы, как Государственной хор им. Г. Веревки, Государственный ансамбль танца им. Н.Вирского, Президентский оркестр.

— А что представляла собой программа ваших выступлений?

— График составлялся в Министерстве культуры Украины. Первый наш концерт прошел 14 сентября в Харькове. И вот одна лишь цифра, которая характеризует напряженность этой программы: 26 регионов — 26 концертов.

— Так много!

— Много — это не то слово. Подобного гастрольного турне наш коллектив никогда прежде не имел, несмотря на то, что мы гастролировали и в ближнем, и в дальнем зарубежье. Самый большой концертный тур — 20 концертов — был у нас шесть-семь лет назад, когда мы выступали в Германии. А вот 26! Без выходных, без отдыха. Важно и другое — этот тур целиком был построен по принципу благотворительности, по пригласительным билетам. А вот для нас транспорт, гостиницы, питание предоставил Черниговский завод строительных материалов, который выступил в качестве спонсора. Его генеральный директор, председатель акционерного общества Юрий Владимирович Лаптий профинансировал всю нашу поездку, за что ему огромная благодарность. Этому предшествовала большая подготовительная работа, которую провел его заместитель Иван Георгиевич Драгоман. Он заранее проехал по всему маршруту, заключил контракты, договоры с гостиницами, все предусмотрел вплоть до меню. Он стал нашим настоящим импресарио, смотрел все спектакли, узнал не только программу, но и характер, темперамент каждого артиста в эти трудные для нас дни.

— Усталость чувствовалась?

— Понимаете, мы не просто физически уставали. Каждый концерт — это огромная отдача энергетики. Собственно говоря, так и надо выступать, по-другому нельзя. Все везде подчеркивали высокий профессионализм, огромную отдачу, мастерство, актерство. В результате в зале не было ни одного равнодушного человека. Понимаете, для актеров есть определенный критерий аплодисментов. Какие они бывают? Есть аплодисменты приличия, есть аплодисменты уважения, есть аплодисменты восторга. А есть овации, те самые моменты, когда весь зрительный зал в одном порыве встает. И вот уже после первого концерта во Дворце культуры Харьковского тракторного завода (огромная сцена, зал на полторы тысячи мест, ни одного свободного места) все зрители встали и стоя аплодировали. Мы для себя отметили: 1:0. Это была та веха, с которой мы начали отсчет. А потом это превратилось в цель — поднять зрительный зал. И уже по номерам мы чувствовали, как нас воспринимают.

— Но не могли же везде принимать одинаково?

— Этого и не было. Напротив, оказывались своеобразные парадоксы: там, где мы ждали высокоинтеллигентную публику, неожиданно встречались с невысокой зрительской культурой. Иногда, где к этому не были готовы, видели потрясающего зрителя, красиво одетого, воспитанного, восторженного.

— Однако и тех, и других вы покоряли своим мастерством?

— Об этом говорит наш общий счет: 26:0! Нам удалось поднять 26 залов. А рекорд поставила Винница, где зрители, стоя аплодировали 31 минуту. Хронометраж овациям вел Иван Георгиевич. После каждого концерта на сцену выходили представители городских властей высокого ранга. Традиционно стояли два букета — от администрации города и премьер-министра, под патронатом которого проходит фестиваль. И было буквально море цветов, которые получали все наши артисты. Залы везде были лучшие, большие. Я уже говорил о Харьковском дворце, за ним последовали Русский драматический театр в Одессе, Украинский музыкальный театр в Херсоне, потрясающий зал Львовского театра оперы и балета, замечательные театры в Ивано-Франковске, Тернополе. Но, к сожалению, видели мы и другое — запущенный театр в Ужгороде, развал театра в Черновцах. Такое наше время, и такое отношение к культуре…

— Вадим Альбертович, понятно, что основная масса зрителей впервые видела и ваш театр, и ваших артистов. Кого они выделяли?

— Все артисты работали потрясающе. И прежде всего наша прима — заслуженная артистка Украины, заслуженная артистка АРК Наталья Елизарова. Она буквально покорила всю Украину. Великолепно себя показали лауреат Госпремии Крыма Наталья Иванова и заслуженный артист Украины Александр Елизаров, заслуженный артист АРК Роман Куцкий, лауреат Госпремии Крыма Алла Данильченко. С восторгом принимали зрители «Вальс» Е.Доги в исполнении заслуженного артиста Украины Сергея Гринева и лауреата Госпремии Крыма Аллы Лисовской, блестяще проходило «Аргентинское танго» в исполнении той же Аллы Лисовской и заслуженных артистов АРК Ирины Козаченко и Дмитрия Сильченко, овации выпали на долю Дмитрия Цепкова и Яны Тихенко («Ретро»), Федора Пилипенко и Дениса Соловьева. Одним словом, все наши артисты были на высоте. Я пригласил для участия в этом концерте заслуженного артиста Украины Александра Иванова. Он исполнял украинские народные песни, его потрясающий голос и профессиональное мастерство покорили зрителей, особенно в Западной Украине.

— Вы говорите об артистах. Но, вероятно, немалая нагрузка выпала на других сотрудников театра?

— Блестяще проявила себя наш администратор, зав. труппой, человек, который совмещает множество должностей и обязанностей, — Наталья Львовна Семенова. Она окружила вниманием весь коллектив. Ей огромное спасибо. С нами были два костюмера — Т.А.Макарова и И.А.Козаченко. Техническую оснащенность обеспечивал заместитель директора, звукорежиссер, заслуженный работник культуры АРК Н.А.Рачинский. Великолепно работала светотехническая бригада — сын и отец Плисюки и Сергей Вишневский. А в целом ребята не только хорошо поработали, но и многое увидели. И знаете, что удивительно? Слава катилась впереди нас.

— Вы вновь подтвердили титул «визитной карточки» Севастополя?

— Да, многие не понимали, что мы за коллектив и как такой появился. Я без излишней скромности скажу: Театр танца вновь сыграл огромную роль в популяризации Севастополя. В то же время меня угнетает мысль, что при таком высоком и еще раз подтвержденном профессиональном уровне в своем родном городе театр влачит жалкое существование. Фактически не решен вопрос с помещением, его арендой, ремонтом. Мала оплата труда наших актеров. И в целом низок статус: ведь мы просто муниципальный театр. Не государственный, не национальный, не академический. И речь я веду не столько о его статусе, сколько о финансировании, о всем нашем существовании. До сих пор мы находимся в роли просителей, мы не успеваем латать крышу, оплачивать тепло, свет, воду, заменять кресла и трибуны. И средств на все это не хватает. А надо думать о новых спектаклях…

— … и о той радости, которую вы нам постоянно несете. Когда зрители видят ваши потрясающие спектакли, они ощущают чувство восторга и праздника и никто не задумывается о ваших проблемах. Хотя о них должно заботиться городское начальство.

Другие статьи этого номера