Почти полное прекращение Украиной морского рыболовецкого промысла лишило многих рыбаков Севастополя, Одессы, Керчи рабочих мест и привычного образа жизни. В поисках средств существования они через крюинговые компании, расплодившиеся в большом количестве, стали оформляться на работу на судах под чужим флагом. Кому-то везет, и они, как в старые добрые времена, возвращаются домой своевременно и с хорошим заработком. К сожалению, таких счастливчиков мало. Труд рыбаков стран СНГ в дальнем зарубежье ценится невысоко. Более того, нередко они не могут получить мизерное вознаграждение за свой труд и становятся заложниками алчности фирмачей-аферистов и оказываются на чужбине в положении рабов. Сколько уже об этом писалось и говорилось в средствах массовой информации, а типичная ситуация мошенничества по отношению к нашим рыбакам, бесправия повторяется и повторяется вновь.Вот из Японии в «Славу Севастополя» пришло электронное сообщение от украинского экипажа транспортного рефрижератора «YANG XHO», на который нанимала моряков на работу крюинговая компания «Крым-электро». Судно десять месяцев стоит под арестом в порту Отару из-за отсутствия на рефрижераторе регистровых документов. Все это время экипаж, состоящий из 15 граждан Украины, поддерживал судно в рабочем состоянии и жил надеждой выйти на промысел. Контракт подписывался с фирмой «SEA STAR SDE.R.L.», но когда моряки прибыли на судно, оказалось, что будут работать на компанию «EAST MARINE CO LTD».
Посредническая японская фирма обеспечивала стоянку судна и его снабжение до тех пор, пока еще была связь экипажа с судовладельцем. Полгода назад эта связь прекратилась. Судно взял под контроль координатор Международного профсоюза моряков, который выяснил, что судовладелец от экипажа отказался. Международный профсоюз посоветовал морякам не ждать зарплаты, а уезжать домой. С отъездом профсоюз обещает помочь. Все же надеясь получить свои кровные, экипаж обратился за помощью в Посольство Украины в Токио, к правительству Боливии, под флагом которой стоит арестованное судно. Видя безвыходное положение экипажа, ему помогают продовольствием средства массовой информации, портовые власти и жители города.
Экипаж в своем электронном сообщении в редакцию предполагает, что он стал жертвой мошенников, и намерен начать голодовку до выплаты рыбакам зарплаты.
Как стало известно редакции газеты «Слава Севастополя», расследованием этой конфликтной ситуации занимаются компетентные органы. На сегодняшний день установлено, что срок действия выданной крюинговой компании «Крым-электро» лицензии на посреднические услуги в трудоустройстве моряков на работу на судах дальнего плавания истек еще в ноябре 2003 года. Директор «Крым-электро» Сергей Кобин находится за пределами Украины. Можно предположить, что будут приняты все меры по возвращению рыбаков на родину. Более проблематичной остается выплата им денежного вознаграждения за труд. Сказанное следует дополнить тем, что во многом наши моряки попадают в подобные ситуации из-за своей низкой правовой грамотности и распространенного убеждения, что на работу под чужим флагом лучше всего устраиваться через взятку должностным лицам крюинговых компаний.