Будущее России не зависит от санкций. Будущее России зависит от нас В.В. Путин
Севастополь 14o

Театральный однолюб

Так образно охарактеризовала народного артиста Украины А.И.Подлесного одна из его коллег. И это очень верно, потому что Анатолий Игнатьевич, который пришел в театр им. А.В.Луначарского в 1957 году, всегда оставался верен севастопольской сцене.Правда, к...

Так образно охарактеризовала народного артиста Украины А.И.Подлесного одна из его коллег. И это очень верно, потому что Анатолий Игнатьевич, который пришел в театр им. А.В.Луначарского в 1957 году, всегда оставался верен севастопольской сцене.Правда, к своему сценическому стажу сам Подлесный с удовольствием прибавляет и годы учебы в театральном институте, потому что буквально с первых студенческих лет мудрые педагоги давали возможность будущим актерам принимать участие в спектаклях харьковских театров. И хотя в основном это были «массовки», тем не менее рядом с истинными мастерами они прошли хорошую школу.

А потом, уже в 1957 году, главный режиссер Севастопольского театра им. А.В.Луначарского Е.И.Сахаров приехал на дипломные спектакли в Харьков, чтобы отобрать пополнение для труппы, и остановил свой выбор на трех выпускниках, в том числе и на Анатолии Подлесном.

Обстоятельства сложились так удивительно, что в то время как раз открывалось новое здание Севастопольского театра. Шли репетиции первого спектакля, в котором Подлесному доверили принимать участие, — «Оптимистическая трагедия». В зале пахло краской, на сцене завершали свою работу столяры и плотники, и было ощущение новизны и праздника, которое он, молодой артист, сохранил в своем сердце на долгие годы. Более того, именно ему, Подлесному, довелось произнести самые первые слова, которые прозвучали со сцены. В пьесе В.Вишневского было двое ведущих, по ходу действия они обращались в зал и комментировали происходящее: «Кто это?» — «Наше будущее, наши потомки. Помнишь, это о них мы когда-то мечтали на кораблях?» Или дальше: «Бал, прощальный флотский бал. Сколько их было в те годы, моряки уходили на корабли!» Играла музыка — два оркестра! — и зрители в зале не скрывали своих слез.

— Время то было удивительное. И говорю я об этом не потому, что ностальгия, не потому, что пожилым людям свойственно идеализировать прошлое, — вспоминает Подлесный. — Премьера в театре — и праздник в городе, вокруг царит праздничное настроение. Люди по нескольку раз приходили на спектакли. Может быть, потому что телевидение тогда отсутствовало. А театр притягивал. В то время наш театр был одним из лучших театральных зданий не только в Украине, но и в Советском Союзе. Удивительная акустика, на сцене можно шепотом говорить, и все слышно. Он уютный. Он какой-то добрый. У него особая аура.

Вот так распорядилась судьба, что стал актер Подлесный ровесником нового театрального здания. У них одна биография и одна судьба, общий театральный стаж. Общие радости и общие горести.

— Театр славился своими мастерами! Какие актеры были — Афанасьев, Волкова, Лавровский, целая плеяда. А молодежь — Юра Максимов, Валя Рудович, Вадик Остропольский, Володя Клунный, он, правда, постарше нас был, фронтовик. К сожалению, их уже нет с нами. А жили мы тогда интересно. Все праздники вместе, на демонстрации ходили, «капустники» сочиняли. А режиссеры какие — учителя! Практически ежегодно мы выезжали на гастроли. Всю европейскую часть Союза объездили. Чего только мы не видели: и самовозгорающиеся факелы в Баку, и росписи Врубеля в Почаевской лавре, и старые лабазы со сводчатыми потолками в бывшем имении Мазепы под Курском.

Где бы ни бывал Севастопольский театр, он везде встречал восторженный прием зрителей. Гастроли давали возможность окунуться в театральную жизнь многих городов, познакомиться с ведущими мастерами сцены. Увидеть, сравнить, научиться.

В театре есть такая традиция: на премьерном спектакле режиссер-постановщик подписывает исполнителям программку со своими суждениями и пожеланиями. Таких программок у Подлесного — десятки, за сотню перевалило. Это значит, свыше ста ролей и ста характеров, а сколько спектаклей! Бывали даже постановки, в которых он играл несколько ролей. Так, в музыкальном спектакле по Шеридану «День чудесных обманов» с очаровательной музыкой, которую написал Л.С.Розен, Подлесный исполнял три роли. С удовольствием вспоминает он спектакль «Свадьба Кречинского», в котором играл Нелькина. А в горьковской пьесе «Егор Булычов» его героем стал Тятин. И, конечно, ему с его великолепной фактурой пришлось переиграть почти всех любовников.

— Любимая роль? Трудно выделить. Потому что все свое. И оценку мне тоже дать сложно, для этого существует зритель. По мере возможности я стараюсь делать лучше. А как получится…

Позднее у Подлесного появилась тяга к психологическим образам. Пришли и исторические личности, и партийные деятели. Так, в спектакле «Олеко Дундич» он играл Ворошилова. Но по-настоящему знаковым стал для Подлесного спектакль по пьесе Б.Эскина «Оборона». Он играл адмирала Октябрьского и понимал, насколько ответственной была его работа, ведь в то время были живы многие участники тех героических событий, видели, непосредственно общались и знали Филиппа Сергеевича. Подлесный несколько раз был в доме Октябрьского, беседовал с женой и дочерью, изучал семейные альбомы, проникался атмосферой, в которой жил его герой. Спектакль получился значимым, ветераны приняли эту роль.

— А сколько я этих секретарей парторганизаций и передовиков переиграл! Во всех советских пьесах. И сам был десять лет парторгом театра и депутатом горсовета. Возглавлял постоянно действующую комиссию по культуре горсовета. Кое-что удалось сделать для города, а мог бы и больше.

Ему всегда везло на партнеров, и он больше всего ценил те мгновения, когда на сцене возникает чувство искренности и гармонии.

— В молодости да и в последние годы я много играл и с Людой Кара-Гяур. С ней очень легко на сцене, потому что всегда ты идешь от партнера, от непосредственного с ним общения, от того, что и как он тебе говорит и что ты пытаешься ему ответить. Она очень органична, естественна. Мне нравится играть с Галей Грозиной, Борей Чернокульским, Женей Кара-Гяуром — какой глубокий внутренний мир! Вообще я до 65 лет был очень востребованным артистом. Это сейчас последние пять лет ничего не делаю. Нет ролей. Тогда время другое было. Или другое воспитание. Нам говорили: нужно, и мы делали. В те годы ни разу не было отмены спектакля. Заболевал артист — и мне давали роль. Я сидел и ночами зубрил.

И выходил на сцену. И играл. И никогда не решился изменить своей сцене и своим товарищам, хотя предложения из других театров были, причем весьма престижные. Так, его приглашали в Бакинский русский драматический театр. Звал к себе в Южно-Сахалинск Евгений Ильич Сахаров, соблазнял высоким окладом и северными коэффициентами. Уговаривали поехать в Германию, в Группу советских войск, тоже можно было обеспечить себя на всю жизнь. Но он, хотя и мучился в душе, оставался верен севастопольской сцене.

Театральный однолюб Анатолий Игнатьевич Подлесный и в жизни однолюб. Со своей будущей супругой он дружил со школьных лет. По окончании медицинского института Валентина Владимировна приехала к нему в Севастополь. Вот так они уже 47 лет вместе. К своему бенефису, который пройдет сегодня в связи с его 70-летием и 50-летием творческой деятельности, А.И.Подлесный написал такие строки:

Театру отдал все: и сердце, и года.

Меня никто не упрекнет в измене.

Старался честным быть во всем я и всегда,

И свой последний вздох хочу отдать я сцене.

Губернатор Севастополя Михаил Развожаев сообщил, что власти города реконструируют улицу Капитанскую в рамках создания парка Музейно-мемориального комплекса «Защитникам Севастополя 1941 – 1942 годов» на мысе Хрустальном. На работы потратят 2 млрд рублей. «При строительстве...

И.о. директора департамента образования и науки Севастополя Лариса Сулима в ходе аппаратного совещания доложила, что межведомственная комиссия проверила готовность образовательных учреждений ко Дню знаний. По ее словам, межведомственная комиссия работала в период с 1...

В тг-каналах вызвал особый резонанс видеоролик, в котором сотрудница игровой комнаты в ТЦ «Муссон» не пустила 9-летнюю девочку с аутизмом в игровую комнату. По ее словам, данная мера принята в целях безопасности девочки и...

Губернатор Севастополя в своем тг-канале поздравил севастопольцев с Днём Государственного флага Российской Федерации. «…Наш флаг — один из важнейших символов Российской государственности. Сейчас, когда русофобия в западном мире зашкаливает, наш триколор — это ещё...

В финал регионального этапа главного педагогического конкурса «Учитель года России» 2022 года вышло 86 участников. В том числе финалисткой стала учитель «ШКОЛЫ ЭКОТЕХ+» Наталья Караулова. Она педагог с 8-летним стажем. Преподаёт английский и немецкий...

По поручению губернатора Севастополя Михаила Развожаева в городе ведётся замена газового оборудования ветеранам Великой Отечественной войны. Работы выполняются в рамках оказания дополнительных мер соцподдержки ветеранов Великой Отечественной войны.  Замена оборудования ведётся за счет средств...

Все новости рубрики АРХИВ