Среднее 12-летнее образование и оценка знаний учащихся по 12-балльной системе, к сожалению, приняты волевым решением Министерства образования без учета мнения тех, кто ежедневно приходит в класс и дает детям знания. Нас не спросили, что хуже и что лучше и что надо сделать, чтобы всем было хорошо. Учителя обязаны выполнять циркуляр, а ропот идет. Примерно 56% практических педагогов против принятого решения. Чиновники из министерства могут сказать, что 40% довольны или согласны. Но эти 40% — преподаватели, которым все равно, по какому документу работать.
Зачем у молодежи украли два года? Почему эти годы молодые люди должны «сидеть на шее» у родителей? От пятибалльной системы оценок я пробовал уходить лет двадцать назад, но, будучи рационализатором (более двух десятков моих идей внедрено в производство), выбрал десятибалльную, потому что она кратна пяти. Значит, удобнее и проще перейти к ней как мне, так и ученикам.
На уроках производственного (а это был курс общеслесарной подготовки в учебной группе слесарей-сборщиков радиоэлектронной аппаратуры) при оценке комплексных работ вдруг стало «тесно». Оценку «неуд.» получал тот ученик, который к заданному сроку не успевал выполнить задание. Ну а как оценить работу ученика, если она сделана не в соответствии с чертежом? Он работал, он учился делать правильно, но у него не хватило опыта и умения. Не желая травмировать психику мальчишки, я ставил ему «три с двумя минусами», и он брал другую заготовку, шел к своему рабочему месту и начинал изготавливать новую деталь. И таких попыток было столько, пока не «отпадали»минусы. Ученик получал «тройку», заработанную честным трудом, или более высокую оценку. По сути на практике я перешел на десятибалльную систему оценок.
И вдруг теперь появилось 12 баллов. Думаю, здесь нет логики у тех, кто принимал такое решение, нет личного опыта учительского труда или он безнадежно устарел. Почему бы «до того» не провести опрос практических педагогов на эту тему?
Как нам пояснили в городском управлении образования и науки, переход общеобразовательных учебных учреждений на 12-балльную систему оценивания был осуществлен в соответствии с постановлением Кабмина N1717 от 16 ноября 2000 года. Основным отличием старой и новой систем стало не только введение дополнительных баллов при оценке уровня знаний учащихся. Теперь считавшиеся ранее неудовлетворительными оценки начального уровня (1, 2 балла) позволяют ребенку не только переходить из класса в класс (раньше «двоечников» в старшие классы не принимали), но и поступать в вузы. Если переводить новые баллы в старые, то нынешние два балла идентичны старой «двойке». 1 балл — это «два с минусом», 3 балла — «два с плюсом». Далее, 5 баллов — это «тройка», 4 балла — «три с минусом», 6 баллов — «три с плюсом»; 8 баллов — «четверка», 7 баллов — «четыре с минусом», 9 баллов — «четыре с плюсом»; 11 баллов — «пятерка», 10 баллов — «пять с минусом», 12 баллов — «пять с плюсом». Критерии оценивания разработаны Академией педагогических наук. Однако на практике учителя не всегда придерживаются заданных ограничений. Так, обычно твердые «пятерочные» знания в рамках школьной программы оцениваются десятью баллами, а старые «пять с минусом», как правило, «тянут» на 9 баллов. Чтобы заработать 11 или 12 баллов, ученику нужно не просто выучить урок, но и дополнить изложенные в учебнике знания дополнительным материалом, найденным, допустим, в энциклопедии. Еще одна деталь: если внимательно изучить школьные журналы успеваемости, то при оценке знаний учеников учителя чаще ставят 3 балла, чем 4. Возможно, это связано с тем, что срабатывает стереотип: 3 балла напоминают прежнюю «тройку», хотя по-новому это всего лишь «два с плюсом». Так почему бы учителю не поставить ребенку 4 балла («три с минусом»), тем более что большой разницы между этими оценками практически нет?
12-балльная система значительно расширила возможности оценивания знаний учащихся, позволяя учителям делать это более гибко. Вместе с тем она поубавила стремление многих детей получать хорошие оценки, так как даже баллы начального уровня (1, 2, 3) сегодня являются переводными. Среди неудобств новой системы следует также отметить еще одно, которое возникает при поступлении выпускников украинских школ в зарубежные вузы с иной системой оценивания. Поэтому выпускники севастопольских школ предусмотрительно просят перевести внесенные в их аттестат оценки из 12-балльной системы в пятибалльную.