С приходом в первый класс маленького Юрика у классного руководителя Людмилы Александровны возникли большие проблемы. Казалось, этот мальчишка росточком от горшка два вершка ни секунды не способен усидеть на месте. На переменах он носился сломя голову, а на уроках и сам не учился, и другим не давал. Только отвернется учитель к доске, Юрик тут же встает из-за парты и отправляется «гулять» по классу, щедро раздавая щелчки и тычки одноклассникам. Дошло до того, что измученная выходками ученика Людмила Александровна поставила парту рядом с учительским столом, посадила Юрика лицом к классу и объясняла урок, крепко держа сорванца за руку. Но и это не помогло. Одноклассники больше наблюдали за тем, какие умопомрачительные рожицы корчил мальчишка, чем слушали объяснения учителя. Впрочем, мучения классной руководительницы длились относительно недолго. Спустя год Юрик хоть и не стал учиться лучше, зато другим мешать перестал. Однако свою проблему он «перерос» гораздо позже. «Не ходит, а летает, ни на чем не может сосредоточиться, новую информацию забывает почти мгновенно, вспыльчив, рассеян, неорганизован», — такую нелестную характеристику порой приходится выслушивать на собраниях родителям непоседливых ребят. При этом мало кто знает, что аналогичные симптомы наблюдаются у 5% детей, преимущественно мальчиков. Специалисты даже дали название этому явлению — СНВГ, то есть синдром нарушения внимания с гиперактивностью. И это не болезнь, а своеобразный поведенческий комплекс, который характеризуется особым стилем мышления, избирательностью внимания и повышенной активностью, что отличается от общепринятых норм, но не является серьезным отклонением в развитии. Однако именно СНВГ становится причиной низкой успеваемости в школе и плохого поведения дома.
Для синдрома нарушения внимания с гиперактивностью характерны следующие признаки:
— невнимательность — ребенку бывает очень трудно сосредоточиться и удерживать внимание на чем-то одном. Он не может долго слушать учителя, писать, читать. Малыш рассеян, неорганизован, забывчив, часто допускает ошибки из-за невнимания, теряет вещи и т.д.
— импульсивность — ребенок неуравновешен, плохо контролирует свои эмоции: то внезапно багровеет, то вдруг переходит на крик и плач, не может ждать своей очереди, в школе выкрикивает ответы с места, перебивая других, часто ввязывается в потасовки даже с теми ребятами, с которыми дружит.
— гиперактивность — ребенок чересчур подвижен, его нельзя оставить без присмотра ни на секунду, так как обязательно куда-нибудь залезет или что-нибудь разобьет. Он постоянно что-то вертит в руках, ему не сидится на месте.
Следует отметить, что вышеперечисленные признаки поведения не всегда присутствуют одновременно. У одних детей может быть ярко выражено гиперактивно-импульсивное поведение с плохим самоконтролем, а у других — лишь неспособность концентрировать внимание и поддерживать работоспособность. Впрочем, определить, все ли у ребенка в порядке, можно уже в раннем детстве.
Поводом для консультации у невролога может стать следующее поведение малыша:
— если ребенок в возрасте до одного года засыпает с трудом, беспокойно спит, плачет без видимой причины, его выводят из равновесия малейший шорох и движение;
— если в возрасте от 1 до 2 лет, учась ходить, малыш часто падает, а как только сделал первые шаги — начинает быстро бегать, причем делает это вслепую, налетая на предметы. Он не может долго играть с одной игрушкой, спокойно сидеть за столом, легко раздражается;
— от трех до пяти лет ребенок чувствует неутолимое желание двигаться, не может посидеть спокойно даже минуту, во время беспричинной агрессии ломает игрушки, быстрее думает, чем говорит, легко пробуждается и тяжело засыпает.
В данном случае рекомендации специалистов, успокоительный чай, а при необходимости и дополнительные исследования помогут скорректировать поведение малыша.
Прежде всего необходимо организовать ребенку четкий режим дня. Прием пищи, игры, занятия, сон — все должно происходить ежедневно в одни и те же часы. Зарядка, а еще лучше систематические занятия спортом обязательны. Тренируйте его внимание и память: читайте ребенку короткие истории с картинками, а спустя время просите пересказать их по иллюстрации. Если ребенок плохо засыпает, придумайте ритуал перед сном и позаботьтесь, чтобы из соседних комнат не доносилось резких звуков.
Кричать на сорванца, ругать и давать ему унизительные характеристики не нужно, так как этим можно запустить «программу» неуверенного в себе неудачника. Ведь даже умный, талантливый, творчески одаренный ребенок от беспрестанных замечаний и окриков может потерять веру в себя, превратиться в изгоя и начать играть роль «бандита» в коллективе. Таким детям очень важны внимание родителей, защита, понимание и поддержка. Если ребенок ведет себя вызывающе, следует сказать, что вы им не довольны, и пояснить, как следует поступать в том или ином случае. Когда просите о чем-то малыша, установите с ним зрительный контакт, после чего четко, с расстановкой произнесите просьбу, объяснив, зачем это надо сделать. Например, вместо того чтобы говорить: «Я жду тебя, а ты никак не закончишь игру», скажите: «Мы уходим, чтобы пообедать».
Специалисты утверждают, что пусковым механизмом СНВГ могут стать низкая физическая активность и нехватка в рационе жирных кислот «Омега-3», которые содержатся в морепродуктах… Ну как тут не вспомнить о принципах рационального питания, согласно которым рыба должна входить в меню, как минимум, три раза в неделю?
Считается, что основной причиной СНВГ является неправильное функционирование некоторых участков мозга ребенка, а именно тех, которые контролируют движение, внимание и эмоции. Замечено, что эти отклонения передаются по наследству: родители импульсивных малышей имели в детстве похожие проблемы. С возрастом проявления СНВГ проходят, но у взрослого часто остаются трудности с концентрацией внимания и планированием. Впрочем, организовать работу и быт сегодня помогают ежедневники и мобильные телефоны с сигналом напоминания.