3 декабря — первый этап начинающегося отбора, где определится: кто, на чем и как нас будет возить по городу следующие три года. Образование рынка автотранспортных услуг привело к привлечению частных инвестиций в эту отрасль городского хозяйства и дало возможность, не используя средств государства, решать проблему перевозок пассажиров и грузов, постоянно увеличивая объемы перевозок. Однако необходимо признать и то, что внедрение рыночных механизмов обусловило целый ряд отрицательных последствий.Первая беда: автоуслуги привлекли много непрофессионалов, которые не знают специфики работы автотранспорта. Другая негативная сторона — появление на наших дорогах большого количества транспортных средств, в основном ранее отработавших в Европе на перевозке грузов, а затем переоборудованных для пассажироперевозок. Теперь они используются у нас в качестве общественного транспорта, но при соответствующем техническом качестве тех же грузовиков. Отрицательно повлияло на организацию работы автотранспорта и продолжительное отсутствие соответствующей нормативной базы. Все это привело к пренебрежению при организации перевозок такими важными вопросами технологии, как:
— предрейсовый медосмотр водителей, контроль режима их работы и отдыха;
— проверка исправности транспортных средств перед выездом на линию;
— создание на частных автопредприятиях служб безопасности движения, проведение соответствующих инструктажей и работы с водителями;
— контроль движения автобусов и такси на маршрутах.
Усложняет ситуацию и то, что система контроля выполнения обязательных требований безопасности должна четко работать в условиях, когда объектами систематических проверок являются не несколько организованных бывших государственных АТП, а десятки лицензиатов, большинство из которых пришло на рынок автомобильных услуг впервые. Поэтому новая рыночная система функционирования требует новых подходов в организации работы автотранспорта и новых методик контроля его деятельности.
Необходимо признать, что отдельно контролировать работу каждого частного предпринимателя-перевозчика технологически невозможно. Выход из этой ситуации видится таким:
— во-первых, предоставление права одному перевозчику организовывать работу на каждом маршруте или пакете маршрутов;