Беседа с начальником государственного управления экологии и природных ресурсов в г.Севастополе В.М.АРТЕМЕНКО

Проблема отходов год от года становится все более острой. Представьте себе: на каждого севастопольца ныне приходится более одного центнера отходов! Город явно не справляется с продуктами своей жизнедеятельности. Прошедшее лето стало тому печальным подтверждением. На всех пляжах — груды пищевых отбросов, на улицах — строительный и бытовой мусор. Кто же к нам захочет приезжать на отдых? В редакционной почте немало гневных писем о том, что городские власти не в состоянии навести порядок. Что скажет по этому поводу начальник управления экологии и природных ресурсов?- Сначала давайте разберемся, кто должен наводить порядок, кто должен убирать мусор. Основной задачей госуправления экологии в сфере обращения с отходами является контроль за своевременным сбором, вывозом отходов и за экологической безопасностью их утилизации. В этом плане госуправление осуществляет взаимодействие с другими территориальными органами по поиску специализированных предприятий по утилизации, по вопросам обращения с бесхозными отходами и ввода в эксплуатацию полигона по сбору твердых бытовых отходов. Так, на 2004 г. было выдано 260 разрешений и лимитов на образование и размещение отходов, оформлены разрешения и на 2005 г. Да, вы правы, особенно остро стоит вопрос в летний период, хотя приказами районных государственных администраций каждое место сбора твердых бытовых отходов закреплено за специализированными предприятиями. Самая главная беда заключается в несвоевременности вывоза отходов с мест накопления. По санитарным правилам периодичность вывоза должна быть таковой: один раз в день при температуре свыше +5 С, а при температуре ниже — 5 С вывоз отходов производится один раз в три дня. Однако из-за отсутствия необходимого количества контейнеров вокруг свалок можно видеть тучи крыс, а это уже тревожная ситуация, которая ведет к распространению опасных заболеваний.

— Если такое происходит на предусмотренных местах сбора мусора, то что же говорить о несанкционированных свалках!

— Размещение отходов в необорудованных для этого местах является нарушением природоохранного законодательства, а именно: ст. 17 закона Украины «Об отходах», за что ответственные должностные лица несут административную ответственность. Число несанкционированных свалок и в городе, и за городской чертой растет с невероятной скоростью, ликвидируются одни, но тут же появляются другие. Так, в результате проведенной нами инвентаризации с мая по октябрь на территории города выявлены 1442 несанкционированные свалки объемом 81240 м3! Выявлено 203 предприятия, которые имеют на своих территориях склады хранения опасных отходов. Одним из наиболее распространенных нарушений на промышленных предприятиях является смешение промышленных и бытовых отходов, в результате чего на полигон ТБО попадают промышленные отходы 2,3,4-го класса опасности. По данным госстатотчетности, масса накопленных за 2003 г. в городе токсичных отходов составляет 776700,3 т, одних только люминесцентных ламп около 13 тысяч штук. Часть отходов 1,2,3-го класса опасности и отходы с неопределенным классом опасности не утилизируются, а продолжают накапливаться на территории предприятий. Свалки возникают даже в самом центре города, потому что не организован сбор и вывоз мусора в частном секторе. Из-за отсутствия полигонов и неорганизованности вывоза мусора в сельской местности отходы сбрасываются в овраги, долины, маленькие речки и источники. Дождевые и снеговые воды выносят загрязняющие вещества непосредственно в водные объекты. Материалы по этому поводу мы направляем в городские и районные органы власти. Какое-то время на аппаратных совещаниях в ГГА сообщалось о ликвидированных свалках, но потом как-то все пошло на убыль.

— Владимир Макарович, еще несколько лет назад власти уверяли севастопольцев, что все проблемы будут решены как только войдет в строй полигон в Первомайской балке. Но все оказалось совсем не так, как ожидали.

— О состоянии этого полигона мы говорим много, часто. Дело в том, что до конца объект в Первомайской балке не принят госкомиссией. Его проектная мощность составляет 1,95 млн м3. Организация работ предусматривает картовое складирование ТБО, по проекту предусматривается пять очередей. На нынешний год выделено 400 тыс. грн, есть гарантийные обязательства управления капитального строительства, что до конца года первая очередь должна быть сдана госкомиссии. Заполнение первой карты на 1 октября 2004 г. составляет уже 83%. Еще в августе 2003 г. госуправление направило письмо в СГГА о необходимости строительства второй карты полигона. Однако горсовет никак не принимает такого решения. На последнем заседании коллегии госуправления экологии говорилось о том, что при нынешних темпах заполнения первой карты в лучшем случае можно дотянуть до конца 2005 г. Ситуация очень настораживает. Да, проблема громоздкая, трудоемкая, затратная, и мы очень надеемся, что горсовет все же примет положительное решение. Необходимо решить проблему со строительством мусороперерабатывающего комплекса. Это должно делаться на конкурсной основе, на тендерных условиях. Пространство Первомайского полигона заполняется рыхлой массой — пустыми пластиковыми бутылками, твердыми бытовыми отходами, площадь расширяется, и идет активное наступление на природную среду.

— Значит, Первомайский полигон — это сплошные проблемы?

— К большому сожалению, грубейшим нарушением эксплуатации полигона является отсутствие паспорта места размещения отходов, отсутствие лимитов на размещение отходов на 2005 г. Приказом начальника гражданской обороны города Л.М.Жунько определена организация, которая эксплуатирует полигон, — ЗАО «АТП-2628». Предприятие это делает большую работу по сбору, вывозу, размещению отходов. Но его деятельность должна быть в рамках правового поля, должно быть разрешение. До 1 июня необходимо было подать заявку на получение лимитов на 2005 г. Руководство АТП-2628 этого не делает, экономит средства, но тем самым нарушается законодательство. Понимаю, что у предприятия есть финансовые проблемы, однако во всех регионах Украины эти проблемы решаются.

— А как госуправление может воздействовать на нарушителей?

— По результатам наших проверок в связи с нарушениями природоохранного законодательства привлечено к административной ответственности 163 ответственных должностных лица, сумма штрафов составила 16,297 тыс.грн. Однако, вы понимаете, у каждой свалки инспектора не поставишь, особенно это касается пригородных территорий. Вот образовалась новая свалка на 7-м километре, огромная территория в черте города, в районе водоносных артерий. Поставили шлагбаум со стороны шоссе, но с другой стороны идет поток машин с твердыми промышленными отходами. Кошмар, это просто недопустимо, без проекта, без согласования! Будем, разумеется, принимать меры. Не решаются вопросы организации сбора и вывоза отходов в селах, местные советы не принимают меры по ликвидации несанкционированных свалок. И все же есть некоторые сдвиги. Так, в течение десятков лет росла несанкционированная свалка в лесном массиве села Терновка. По выданным госуправлением экоресурсов предписаниям Терновский сельсовет принял меры по ее ликвидации. В настоящее время сельсовет заключил договор с ЧП «Футурум» на вывоз бытовых отходов из села. Или другой пример. На днях у меня были представители Балаклавского района, которые прислушались к инициативе частного предприятия, решившего заниматься вывозом мусора из Байдарской долины. Думаю, будет прогресс в этом направлении, потому что лесные угодья и заказники сильно загрязнены.

— Таким образом, нарушители становятся известны. А ваши союзники?

— По проблемам несанкционированных свалок мы нашли контакт с ГАИ и очень рассчитываем на их помощь. Мы знаем все места незаконных сбросов, поэтому передали карту инспекторам ГАИ, которые фиксируют правила перевозки грузов. Нам поступают документы, и мы принимаем меры к нарушителям. А если зашла речь о союзниках, то в первую очередь это общественность города, горожане всех возрастов, обеспокоенные состоянием природной среды. Так, госуправление экологии и природных ресурсов закончило работы по реализации первого этапа украинско-датского проекта «Помощь украинским органам власти в управлении загрязненными участками». Эта работа проводится при участии фирмы «Кови», представителя датского агентства по защите окружающей природной среды. В рамках проекта на территории региона Севастополя с апреля 2004 года проводилась инвентаризация участков, загрязненных несанкционированными свалками. Выявлялись предприятия с потенциально загрязненными участками, склады хранения опасных отходов на территории предприятий. К работе по инвентаризации были привлечены студенты-экологи Севастопольского национального технического университета, Черноморского филиала Московского госуниверситета им. М.В.Ломоносова, Севастопольского института ядерной энергии и промышленности. Была проведена колоссальная работа, и выявлены те самые 1442 бесхозные свалки, о которых я уже говорил. На втором этапе этого проекта будут рассматриваться вопросы реабилитации загрязненных участков: рекультивация, локализация мест загрязнения и предотвращение попадания загрязняющих веществ от свалок в почву, подземные воды, воздух.

Беседа с В.М. Артеменко еще раз доказала: проблема сбора и утилизации твердых бытовых отходов в городе с каждым днем становится все более острой и ощутимой. Никто ее за нас решать не будет, никто не наведет порядок в нашем доме. Никакой Геракл не очистит наши авгиевы конюшни. Но в городе есть хозяин, кому пора и власть употребить.

Другие статьи этого номера