«Горячая линия»: колбаса колбасе рознь, но и ту недовешивают!

Как сообщала наша газета, в последнюю неделю ноября региональные структуры Госпотребстандарта Украины проводили «горячую линию» по нарушениям прав потребителей в сферах торговли и жилищно-коммунальных услуг. За этот период в управление по делам защиты прав потребителей и ГП «Севастопольстандартметрология» обратились 119 граждан.Анализ характера поступивших жалоб и заявлений показал, что наибольшее количество обращений связано со сферой платных услуг: по вопросам отопления, водоснабжения, света, ремонта кровли и др. А львиную долю среди них составили сигналы севастопольцев об отсутствии тепла в квартирах из-за зашлакованности стояков. Данный вопрос находится на контроле управления жилищного хозяйства и жилищно-коммунальных отделов райгосадминистраций, т.к. ремонты стояков осуществляются по плану капитального ремонта за счет средств, выделяемых из городского бюджета. Поэтому потребителям необходимо по этому вопросу обращаться в указанные организации.

Большинство проверок, проведенных по вопросу отключения квартир от электроснабжения, указывают на то, что потребители несвоевременно производят плату за электроснабжение, нарушают правила пользования электрической энергией для населения, в результате чего составляются акты ОАО «ЭК»Севастопольэнерго» по нарушениям и производятся отключения. Все обращения потребителей внимательно рассмотрены и по каждому либо проведены проверки, либо даны рекомендации в соответствии с действующим законодательством.

На качество продовольственных товаров в управление поступило 7 жалоб. Наиболее часто обращаются по поводу весоизмерительного оборудования, находящегося в предприятиях розничной торговли: весы не установлены на отметке «0» и, как правило, погрешность составляет от 5 до 10 граммов. Также нередко люди сетуют на плохое качество продуктов питания, в т.ч. колбасных изделий. По всем поступившим обращениям были проведены проверки предприятий розничной торговли. В частности, особое внимание было уделено колбасам: вареной высшего сорта «Докторская» ТМ «Романовская» местного производства (стоила на момент проверки 17,60 грн/кг), вареной в/с «Докторская фирменная» ТМ «Камо», также производства г.Севастополя (17,20 грн/кг), вареной в/с «Докторская особая» производства ОАО «Мелитопольский мясокомбинат» (12,50 грн/кг). В результате проведенных лабораторных исследований в испытательном центре продукции ГП «Севастопольстандартметрология» установлено, что в колбасе «Докторская» ТМ «Романовская» массовая доля влаги завышена на 8,2% (факт 73,2%, по ГОСТУ — не более 65%), в мелитопольской «Докторской особой» массовая доля крахмала завышена на 4,8 % (факт 6,8%, по ТУ — не более 2%). И только «Докторская фирменная» ТМ «Камо» соответствует по всем проверенным показателям требованиям ТУ «Изделия колбасные вареные с пищевыми добавками фирмы «Виберг» (Австрия). Технические условия».

Однако и здесь не обошлось без накладок: фирменные магазины «Камо», реализующие колбасы в Севастополе, в удостоверениях о качестве указывают неверную информацию для потребителей — вместо «Колбаса вареная в/с «Докторская фирменная» ТУ У 15.1-30183690.005-2003″ указывается: «Колбаса «Докторская в/с. ТУ У 15.1-24789877.003-2001»,что является грубым нарушением ст.18 закона Украины «О защите прав потребителей», гарантирующей «право потребителя на получение своевременной, полной, доступной и достоверной информации о товаре».

По этому поводу начальник управления по делам защиты прав потребителей В.В. Галуган направил информацию директору ГП «Севастопольстандартметрология» В.А. Галкину с просьбой принять меры в пределах своей компетенции. А фирме-производителю — ТМ «Камо» — необходимо доработать документы о качестве и безопасности.

Что касается ситуации с разнобоем цен на один и тот же вид вареной колбасы, то здесь необходимо отметить, что разные изготовители при производстве колбас одного вида (например, «Докторской») используют разную рецептуру и разные пищевые добавки (сою, крахмал, специи, пряности, красители, стабилизаторы и другие), что обусловливает и вариации в названиях. Изготавливаются эти изделия по разным нормативным документам, и, соответственно, цены у всех разные. Кроме того, сами магазины при продаже колбас варьируют ценники с наименованиями в зависимости от стоимости на изделие, создавая тем самым путаницу как среди собственно названий на колбасные изделия, так и среди сортов, цен и т.д., вплоть до производителей. Управлением вынесены соответствующие предписания, руководители магазинов привлечены к административной ответственности.

На личном приеме и по телефону получено 45 обращений по вопросу качества непродовольственных товаров. Основное количество жалоб — на качество сложной бытовой техники, электроприборов и т.д. Обратившимся представлены формы бланков заявлений в адрес частных предпринимателей и в управление по защите прав потребителей. По всем полученным сигналам либо проведены проверки, либо даны рекомендации в соответствии с действующим законодательством. 42 обращения рассмотрено в пользу потребителей: возвращены деньги, произведен бесплатный ремонт, осуществлена замена на аналогичный качественный товар и т.д. По трем обращениям граждан на качество сложной бытовой техники проводится независимая экспертиза. В ГП «Севастопольстандартметрология» поступили вопросы по следующим направлениям:

— Нарушения правил применения весоизмерительной техники в сфере торговли. По указанным потребителями адресам запланированы проверки государственного метрологического надзора.

— Применение приборов учета тепла, газа, воды и плата за их поверку. По всем вопросам каждому потребителю даны разъяснения. И главное, что касается всех, — с 1 января 2005 г. вступает в силу новый закон «О метрологии и метрологической деятельности», согласно ст. 28 которого, расходы по ремонту, поверке, демонтажу и монтажу счетчиков воды, тепла, газа и электроэнергии будет нести поставщик. Однако пока отсутствует механизм реализации этой статьи нового закона.

Другие статьи этого номера