Симфонический оркестр Гуляницкого? Быть!

Не будет ли вообще сорван абонементный сезон? И что же происходит в коллективе музыкантов? Для того чтобы получить ответ на этот вопрос, мы вместе с заместителем генерального директора Крымской госфилармонии — директором Севастопольского отделения КГФ Г.П.Жабенко отправились в Ялту.В коридорах дворца «Юбилейный» непривычно тихо и холодно. Поднимаемся на третий этаж. В маленьком кабинете нас встречает мэтр — Алексей Феодосьевич Гуляницкий, народный артист Украины, лауреат Государственных премий, почетный гражданин Ялты. Тридцать девять лет он руководит симфоническим оркестром Крымской госфилармонии. Признан в Украине и в России. Дирижировал 64 оркестрами, 14 из которых — зарубежные, дирижировал абонементными концертами Московской филармонии. А по итогам Всеукраинского отчета мастеров искусств и художественных коллективов регионов выступление оркестра под его руководством получило самую высокую оценку известных деятелей культуры нашей страны. Сам Гуляницкий видит причину нынешнего конфликта в давних отношениях, которые случились у него с руководством Ялтинского отделения Крымской госфилармонии.

— Корни этого конфликта уходят еще в 1996 г., когда начинался ремонт в театре им. А.П.Чехова, — говорит А.Ф.Гуляницкий. — Кстати, этот ремонт не проводится до сих пор, хотя деньги были выделены немалые. Испокон веков этот театр был концертной и репетиционной базой нашего коллектива. И вот нас буквально выселили, поставили перед необходимостью найти новую площадку для симфонического оркестра. Многие годы мы ютились и давали концерты то в гостинице «Ореанда», то в санатории КЧФ, то в санатории им. Кирова, а в последние годы — в кинотеатре «Сатурн». Но накапливались долги за аренду, у Министерства культуры таких денег не оказалось, и фактически оркестр остался без зала и без места для репетиций.

Четыре года назад оркестр вышел из состава Ялтинского отделения Крымской госфилармонии и ушел на самостоятельные хлеба. Ялтинских руководителей это не устраивало. Хотя объективно такое решение явно пошло на пользу коллективу. Отделившись, они оказались в состоянии самостоятельно планировать свою работу, приобрести технику (компьютер, ксерокс). Гуляницкий был не только художественным руководителем, но и директором симфонического оркестра. И именно за этот год его директорства впервые в оркестре появилось 20 тысяч спонсорских средств на пошив 38 концертных костюмов и 10 тысяч грн на приобретение музыкальных инструментов («Спасибо генеральному директору «Массандры», — говорит Алексей Феодосьевич). Председатель Верховного Совета Крыма Б.Дейч подарил легковую машину. Регулярно выплачивались зарплата, премии, в случае необходимости оказывалась материальная помощь. Однако в связи с тем что у оркестра нет репетиционно-концертной базы, вновь просматривался вариант перевода его в Симферополь, где есть хорошие концертные площадки и где, помимо всего прочего, будет возможность пополнения коллектива новыми профессиональными кадрами. Но это не устраивает руководство Ялтинского отделения филармонии, которое отпускать музыкантов не намерено и пытается сделать все, чтобы вернуть оркестр, но уже… без Гуляницкого.

Как ни удивительно, положительные подвижки последнего года вызывали негативную реакцию многих музыкантов, и в первую очередь профкома. В результате в июне нынешнего года на профсоюзном собрании нежданно-негаданно встал вопрос о профессиональной пригодности главного дирижера оркестра и вынесен вердикт о недоверии руководителю. Не будем останавливаться на моральных травмах, которые были причинены самому А.Ф. Гуляницкому. Следствием были потери творческие. Как это ни выглядит странным, именно тогда были сорваны долгожданные, престижные и материально выгодные гастроли оркестра в Южную Корею, контракт на которые Гуляницкий заключал долго, кропотливо, используя свой личный авторитет и связи. В результате в Южную Корею поехал симфонический оркестр из Запорожья, который с большой радостью откликнулся на просьбу Гуляницкого. Были и другие неразумные решения. Так, буквально в последнюю минуту профком (?) отменил конкурс на ва-кантное место заместителя концертмейстера вторых скрипачей, к которому готовились семь музыкантов. Более того, в июне худсовет решил самораспуститься без согласия на то не только художественного руководителя оркестра, но и Министерства культуры Крыма, которое утверждает его состав. Фактически к руководству прославленным творческим коллективом пришел… профком. Дело дошло до фарса: руководитель профкома просто-напросто отстранил Гуляницкого от пульта во время давно запланированной репетиции. В итоге с 21 ноября оркестр не работает, нет ни концертов, ни репетиций. Однако зарплата исправно идет.

А.Ф.Гуляницкий так размышляет о причине конфликта:

— Когда-то в журнале «Советская музыка» я прочитал о том, что сама профессия дирижера подразумевает известный антагонизм в коллективе. Дирижер выходит за пульт, он многого требует от музыкантов и гораздо чаще, чем похвалу, высказывает негативные оценки в адрес исполнителя. Так возникает конфликт.

С просьбой прокомментировать ситуацию, сложившуюся в оркестре, я обратилась к вице-премьеру Совмина АРК В.П.Казарину. Владимир Павлович как всегда был определен в своей позиции и даже резок в оценках:

— К сожалению, повторяются сюжеты, которые не раз бывали в музыкальной среде, так было с оркестром под руководством Натана Рахлина, Евгения Светланова. И «Виртуозы Москвы» бунтовали против Спивакова. Бывает, что иногда лошадь думает, что она управляет наездником и в состоянии скакать сама по себе. Так и музыканты: какая разница кто будет дирижировать? Однако Спиваков остается Спиваковым, и кто теперь знает, чем занимаются без него «Виртуозы Москвы», и тот же Светланов успешно продолжал работать в Англии. Оркестр Крымской филармонии — неплохой коллектив. Но он пошел на поводу псевдолидеров, которые в бесстыдстве своем попрекают Гуляницкого преклонным возрастом. Однако имеет ли границы возраст творческого, полного сил человека?! Сегодня они собрались в стаю и начинают рвать того, кто их взрастил, защищал, оберегал на протяжении десятилетий. Здравый смысл говорит о том, что полгода без работы заставят музыкантов задуматься, к добру все это не приведет. И есть варианты. Мы согласны с тем, что на вакантную ставку второго дирижера надо сейчас брать перспективного музыканта, чтобы нынешний руководитель оркестра мог ввести его в курс дела.

Несмотря на неоднократное вмешательство в ситуацию оркестра правительства АРК, Министерства культуры АРК, руководства Крымской госфилармонии, несмотря на разумные доводы, приказы и убеждения, положение не меняется. И вот 26 октября 2004 г. выходит постановление Совета Министров АРК, в котором предписывается «в установленном законодательством порядке провести реорганизацию КГФ путем упразднения отделения филармонии в Ялте — симфонического оркестра КГФ — и создание симфонического оркестра в г. Симферополе».

— Я готов работать в Симферополе, снимать квартиру, несмотря на то, что 39 лет моей жизни связаны с Ялтой, — говорит А.Ф.Гуляницкий. — Недавно в Симферополе, помимо музучилища, открылся факультет Донецкой консерватории, значит, будут новые кадры. И опытных музыкантов там достаточно, уже есть предложения. А в Ялте из тех музыкантов, кто не готов уезжать в Симферополь, может быть организован свой муниципальный оркестр.

Так что же, решение найдено, конфликт исчерпан?

Ан нет! Не все так просто делается! Тем более на фоне выборных страстей. Министр культуры и искусств Украины Юрий Богуцкий своим письмом приостановил — до завершения выборов! — действие того самого приказа Минкультуры АРК, которое предусматривало перевод оркестра в Симферополь.

Пока «верхи» решают, севастопольцы надеются на то, что абонементный сезон, пусть с переносом концертов, но все же состоится. Директора Севастопольского отделения госфилармонии Г.П. Жабенко радует, что практически никто (за исключением двоих) из наших любителей музыки не потребовал возврата денег за проданные абонементы. Эту любовь ценит А.Ф.Гуляницкий.

— Севастополь — это особая глава в моей жизни, — говорит он. — Помню, с чего мы начинали, тогда еще были полупустые залы в Доме офицеров, но с каждым годом рос интерес севастопольцев к симфонической музыке. А в последние годы у нас аншлаги. Публика севастопольская отличается, например, от симферопольской, ялтинской своим теплом, доброжелательством. За последние годы ни на одной зрительской конференции мы не услышали негативных оценок в адрес нашей работы. Я даже не мыслю, что севастопольцы останутся без симфонических концертов. Уверен, в скором времени все разрешится и мы порадуем вашу публику. В вашем городе высокая музыкальная культура. А фортепианная школа Татьяны Ким — самая сильная в Крыму, одна из лучших в Украине. Все севастопольские лауреаты начинали концертную карьеру со мной — Игорь Четуев, Маша Ким, Эльмар Гасанов, Алина Кабанова, Карина Магакян, Ольга Калабынина, Мария Солодовникова, Настя Дикова, Юля Орленко (скрипачка), Светочка Рубина. Мы много раз выступали с ними и в Киеве. А с Владимиром Николаевичем Кимом и его хором «Мадригал» мы подготовили несколько программ. Та атмосфера, которую создает в вашем городе руководство Севастопольского отделения филармонии, очень теплая и приятная. Нам всегда хорошо у вас работается.

Тридцать девять лет Алексей Феодосьевич Гуляницкий руководит симфоническим оркестром Крымской госфилармонии. В Украине такого аналога нет. Был в прежнем Советском Союзе: Евгений Мравинский около 50 лет дирижировал в Ленинградской филармонии. У нас же есть А.Ф. Гуляницкий, он полон сил, замыслов и готов к дальнейшей работе.

Другие статьи этого номера