Уроки мастера

Выставка в Художественном музее, посвященная 160-летию со дня рождения И.Е.Репина, стала настоящим праздником для севастопольцев. Здесь представлены работы как самого художника, так и произведения его учеников, хранящиеся в музеях Крыма, — Симферопольском Художественном, Севастопольском Художественном и Алупкинском государственном доме музее-заповеднике. В крымских музеях находится восемь живописных и графических произведений Репина, около пятидесяти работ его учеников. Большинство из них впервые собраны вместе, в значительной степени дополняя наше представление о творческом многообразии и мастерстве художника. И что немаловажно — о его человеческом и нравственном облике.Несмотря на проходящие годы и десятилетия, несмотря на успешное шествие в ХХ веке импрессионизма, абстракционизма, модернизма, интерес к реалистическому наследию И.Е.Репина не угасает. Свидетельством тому стал лишь один пример, который привела недавно директор Музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина И.А.Антонова: толпы зрителей устремлялись на выставку Репина, которая проходила в Гамбурге. Выставке способствовал ошеломляющий успех.

Да, мастерство Репина неоспоримо. В этом можно еще раз убедиться, побывав в нашем Художественном музее. Восемь работ Репина, охватывающих по времени написания практически все его творчество. Особая гордость наших музейщиков — «Портрет девочки», написанный Репиным в 1864 г. Тогда 20-летний художник лишь только поступил в Петербургскую Академию художеств. И здесь же экспонируется другая яркая и живописная картина «Солоха и дьяк», созданная 82-летним мастером. Какой завидный диапазон! Какие грани творчества! А ведь в это время много переживший и переболевший художник уже не мог писать правой рукой, «Солоха» написана левой. И как написана! Здесь есть и природный юмор, и яркие характеры, и чисто гоголевская ситуация. Репин — классический представитель русской культуры, что немаловажно для понимания его интереса к Гоголю, к украинской истории, знанию корней художника, в частности места его рождения. А родился он в Чугуеве, недалеко от Харькова, ныне любимом месте творчества украинских художников.

О любопытной странице творчества Репина поведала искусствовед, подлинный знаток русской живописи Л.К.Смирнова. История эта, длинная и почти детективная, связана с портретом И.С.Тургенева, принадлежащим севастопольскому музею. Впервые Тургенева (тот портрет хранится в Третьяковской галерее) Репин начал писать в доме Полины Виардо в Париже по заказу Третьякова, который собирал портретную галерею передовой русской интеллигенции — художников, писателей, ученых. Как известно, далеко не все предложения Третьякова о создании портретов Репин принимал положительно. Он соглашался писать только тех, кто был ему интересен. К работе над портретом Тургенева Репин обращался неоднократно Несмотря на то, что результаты первых сеансов всем понравились, Третьяков вернул работу автору. Однако идея написания портрета не оставляет Третьякова. И через пять лет Репин вновь пишет писателя, уже в Москве, куда тот приехал. Тургенев нездоров, его мучает подагра. Он расположился в кресле, укрытый пледом. Третьяков оценивает работу так: мне этот портрет больше нравится, и волосы уже не как мыльная пена, и лицо не такое красное, и уже виден характер — умный, рациональный человек.

Однако через много лет, в начале 20-х годов, портрет этот уходит в Польшу к частному коллекционеру Н.Н.Максимовскому и надолго выпадает из поля зрения искусствоведов. Картина вернется в СССР после войны и в 1951 г. ее передадут в Севастопольскую художественную галерею.

Один из лучших учеников Репина И.И.Бродский вспоминал, что на эти уроки студенты приходили, как в цирк, как на театральное зрелище. «Репинское обаяние, сознание того, что придет гениальный художник, поднимало нас всех, и эти минуты пребывания гения в мастерской давали нам огромную зарядку», — писал впоследствии И.И. Бродский. А вот как описывает этот процесс художник А.М. Любимов: «Он охотно писал и рисовал вместе с нами. Помню, его заинтересовала поставленная модель, и он при нас написал блестящий этюд. Все мы столпились позади него и, затаив дыхание, с восторгом наблюдали, с каким виртуозным мастерством и блестящей техникой был написан широкой кистью этюд обнаженной модели». Это самое эффектное полотно на выставке притягивает ваше внимание, как только вы входите в зал.

И тут же на стенде вы видите фотографии, запечатлевшие те самые уроки Репина. Здесь же свидетельства занятий, которые проводил Репин в школе известной меценатки Марии Тенишевой в Талашкине в 1896 г. И блистательный графический портрет этой светской дамы с палитрой в кресле. Здесь же рисунки, которые уже после войны М.П.Крошицкий приобрел у ученика школы княгини Тенишевой, графические листы, хранящие атмосферу талашкинских вечеров. Вот так на рисунках из фондов Севастопольского Художественного музея можно пронаблюдать жизнь двух художественных школ — петербургской и талашкинской.

А вообще-то свои первые частные уроки И.Е.Репин давал замечательному впоследствии портретисту В.А.Серову. Валентин Серов вспоминал, что указания его первого учителя были необычайно ценными и удержались в памяти на всю жизнь. На выставке представлены две его работы. Рассказывает Л.К.Смирнова:

— Я смотрю на эти работы и вспоминаю замечательную коллекцию открыток, которую собрал Владимир Борисович Озерников. В ней были два натюрморта, написанные с одной натуры Серовым и Репиным. Мастером и учеником. В сопоставляемости и был метод преподавания Репина. Он показывал, как надо делать. И он в будущем никогда не забывал своих учеников. Как человек эмоциональный, искренний в своих переживаниях, он то восхищался своими учениками, то радовался, то обижался.

Рядом с портретами Серова — удивительно яркий, солнечный крымский пейзаж А.М. Васнецова. Апполинарий Михайлович брал уроки у своего старшего брата и у Репина. Пройдет время, и Репин будет усиленно хлопотать о присвоении А.М.Васнецову звания академика, хотя фактически тот был самоучкой. Еще один именитый впоследствии живописец — Кустодиев. Новый ученик и новый жанр — эскиз его декорации к «Горячему сердцу» А.Н.Островского.

А вот весьма модный для своего времени парадный портрет Богданова-Бельского. Он, бедный мальчик, получив первоначальное образование в иконописной мастерской, тоже «приткнулся» к маэстро Репину, а впоследствии весьма успешно работал в Риге, в Берлине.

Рядом великолепный зимний пейзаж И.И.Бродского, больше известного нам по хрестоматийным портретам всех советских вождей. На нашей выставке представлена работа, которая в 1913 г. получила золотую медаль в Мюнхене. И надо отдать должное: Бродский, который после революции стал президентом Академии художеств, до последнего дня опекал Репина. Учеником Репина был также И.Э.Грабарь, впоследствии известный искусствовед, художник, реставратор, создатель многотомной энциклопедии русского искусства.

На выставке экспонируются два портрета А.А.Мурашко, который вывел украинское искусство на уровень европейского. Сохранились его воспоминания о том, как он учился у Репина. Позднее Мурашко работал в Мюнхене, в 1917 г. создал в Киеве свою мастерскую. И неважно, где жили и творили ученики Репина, важно, что мастер сохранил их творческую индивидуальность, не «перебил» ее своим могучим талантом, а в результате они нашли себя, у каждого осталась увлеченность искусством и каждый стал развиваться самостоятельно. Знакомя учеников со своими творческими приемами, Репин предостерегал их от подражания: «Идите своим собственным путем, не подражайте никому: искусство не терпит трафарета», — говорил он. И не случайно таким многогранным оказалось творчество многих репинских учеников. Об этом красноречиво свидетельствуют работы, представленные на выставке.

Другие статьи этого номера