Налогоплательщикам на заметку

Предприятие платежным поручением через банк перечислило средства в бюджет в счет погашения согласованных налоговых обязательств, однако банком средства были зачислены в бюджет с опозданием. Налоговая инспекция предлагает уплатить недоимку с начисленными в связи с этим штрафными санкциями, однако мы считаем, что вины предприятия в несвоевременном перечислении налога нет. Как быть в этом случае?

В данном случае налогоплательщик может обратиться к п.п. 16.5.1 закона Украины от 21.12.2000 г. N 2181-III «О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами», в соответствии с которым он полностью освобождается от ответственности за несвоевременное или неполное зачисление платежей в бюджеты и государственные целевые фонды, включая начисленную пеню или штрафные санкции. Однако средства в бюджет поступили несвоевременно и согласно тому же пункту закона банковское учреждение должно уплатить пеню, которая начислена на сумму налогового долга (включая штрафные санкции) за каждый день просрочки уплаты в размере 120% годовых учетной ставки НБУ (с 09.11.2004 года — 9%), действующей на день возникновения такого долга или на день погашения его части, если долг погашался по частям. К тому же банк должен заплатить штрафные санкции в соответствии с п.п. 17.1.7 этого закона в размере 10, 20 или 50% погашенной суммы налогового долга в зависимости от времени задержки его уплаты.

Кроме того, независимо от того, предусмотрена ли ответственность банка в договоре о банковском обслуживании, в соответствии с пунктом 32.2 закона Украины от 05.04.2001 г. N 2346-III «О платежных системах и переводе денег», если банк нарушит сроки выполнения платежного поручения (проведения платежа) клиента на перевод денег, он обязан уплатить плательщику пеню в размере 0,1% за каждый день просрочки, но в сумме не больше 10% суммы самого платежа.

Частное предприятие основано на собственности физического лица. Теперь планируется расширение деятельности и привлечение еще одного учредителя — физического лица. Нужно ли в связи с этим менять организационно-правовую форму — преобразовывать частное предприятие в общество с ограниченной ответственностью?

В соответствии со статьей 113 «Частные предприятия» Хозяйственного кодекса Украины, вступившего в силу с 1 января 2004 года, «частным предприятием признается предприятие, действующее на основании частной собственности одного или нескольких граждан, иностранных лиц, лиц без гражданства и его (их) труда или с использованием наемного труда». То есть учредителями частного предприятия с 1 января 2004 года могут быть одно или несколько физических лиц. Учитывая это, привлекая еще одного учредителя — гражданина, частному предприятию, основанному ранее на собственности одного лица, можно оставаться частным предприятием и необязательно преобразовывать организационно-правовую форму в общество с ограниченной ответственностью. Однако в данном случае необходимо внести изменения в учредительные документы и соответственно осуществить перерегистрацию согласно требованиям статьи 29 закона Украины от 15.05.2003 N 755-IV «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей», вступившего в силу с 1 июля 2004 года.

Другие статьи этого номера