Разрушительные цунами унесли в странах Тихоокеанского бассейна около полутора сотен тысяч человеческих жизней. О причинах природных катастроф подобного рода говорит в беседе с корреспондентом «Славы Севастополя» заведующий отделом теории волн Морского Гидрофизического института, член-корреспондент Национальной академии наук Украины Л.В.ЧЕРКЕСОВ. В свое время он окончил Ростовский государственный университет по специальности «гидродинамика». Своими учителями Леонид Васильевич считает Л.Н.Сретенского — члена-корреспондента Академии наук СССР, крупного специалиста в области теории волновых движений жидкости, В.В.Шулейкина — видного ученого, основателя науки «физика моря».- Леонид Васильевич, из печати нам известно, что цунами двигалось на сушу со скоростью реактивного самолета.
— Это может свидетельствовать о том, что эпицентр землетрясения находился на глубине порядка 4-5 километров. Вода над очагом землетрясения поднялась, и волны начали разбегаться во все стороны. На мелководье их бег замедлился. Образовалась буквально стена воды. Ее высота может достигать 40 метров. Особенно опасны цунами в бухтах, берега которых, словно клещи, сжимают воду. Не случайно термин «цунами» переводится с японского, как «волны в бухте».
— Неужели нет спасения от этого стихийного бедствия?
— Как я уже сказал, цунами происходят от произошедших в морях и океанах землетрясений, а еще от извержений вулканов. Предсказывать их мы еще не можем. Хотя ученые не сидят сложа руки. На Гавайских островах, в Гонолулу, работает международный центр цунами. Он располагает сетью сейсмических станций. Важно вовремя зафиксировать толчки в земной коре, определить их силу и дать их точные координаты. На основе полученных результатов и разработанных методик можно с той или иной степенью точности сказать, каким районам побережья угрожает цунами. И в те края посылают сигнал тревоги. Кому-то для принятия мер отпущено 30 минут, а кому — и десять. Волны, как уже сказано, устремляются к суше иногда со скоростью реактивного самолета. К сожалению, не до всех доходит сигнал тревоги. Но в эти моменты совершенно осмысленно ведут себя животные. В истории цунами отмечен любопытный случай, когда собака еще до подземного толчка вбежала в дом, чтобы вынести на улицу ребенка. Свои жилища покидают свиньи, куры, крысы. Неведомо куда бегут коровы. Необычно ведут себя насекомые. А что же люди? Они наблюдают, как непривычно далеко уходит от берега вода. Отлив. Им бы бежать дальше и выше на холмы. Но многие торопятся на оголенное дно за продуктами моря. И скоро, очень скоро, они, оцепенев от ужаса, увидят, как стремительно к берегу движется стена воды…
— И здесь никакого спасения?
— На Японию регулярно обрушиваются цунами различной силы. Тем не менее рыбозаводы они строят у кромки моря. Так, считают они, экономически выгодно, даже если учесть, что лет через десять его достанет-таки цунами разрушительной силы. Но на месте смытого водой завода поднимется новый. И постоянно во дворе находятся дежурные автобусы. В случае опасности они увезут персонал в безопасное место.
— Руководимый вами отдел занимался проблемами минимизации потерь от цунами?
— Это было несколько раньше, в той еще отечественной истории. Длительное время предметом наших совместных с коллегами из Дальневосточного гидрометеорологического научно-исследовательского института исследований (Владивосток) стал их сейсмоопасный регион, особенно Курильско-Камчатская впадина. Ею занимались такие севастопольские ученые, как Р.А.Ярошеня, В.В.Кныш, В.Ф.Иванов, некоторые другие товарищи и ваш покорный слуга. Итогом нашей многолетней работы явился составленный два десятка лет назад «Атлас дальневосточных цунами». В настоящее время в нашем отделе проблемами цунами в Черном и других морях активно занимается доктор физико-математических наук, профессор С.Ф.Доценко.
— Рита Андреевна Ярошена, — не без гордости отметил Л.В.Черкесов, — моя жена. Нынче она находится на заслуженном отдыхе. Но, как говорится, вернемся к нашей теме. В чем еще состоит проблема цунами? С той или иной погрешностью ученые могут дать сигнал тревоги. А цунами возьми и не приди. Народ решит, что зря его беспокоили. И на второй раз или на десятый люди не откликнутся на сигналы о надвигающейся опасности, а цунами в этот момент не заставит себя ждать. Природная катастрофа всегда страшна. Но одно дело, если она настигнет людей летом и днем, иное дело — ночью и зимой. Вы, наверное, меня спросите: возможны ли цунами в родном нам Черном море?
— В самом деле, угрожают ли они Севастополю?
— Начну издалека. Основное «гнездилище» цунами — Тихий океан. В его бассейне расположено 330 из 400 действующих сегодня на Земле вулканов. С тех пор, как ведутся исторические записи, человечество пережило 2500 крупных вулканических извержений. Свыше 2000 из них происходило на побережье Тихого океана. Но и Черное море раскинулось широко в сейсмоопасной зоне. К нашему региону верно будет отнесено и Средиземноморье. Так вот, 21 декабря 1908 года произошло Мессинское землетрясение в Италии. Оно сопровождалось цунами высотой до 13 метров. До Константинополя — нынешнего Стамбула — от нас рукой подать. Здесь большая волна после землетрясения перекатилась через высоченную городскую стену. Правда, случилось это 14 сентября аж 1509 года. Вспомним еще произошедшее в 1927 году у нас землетрясение.
— Мне где-то приходилось читать, что после него был эпизод, когда вода в Балаклавской бухте поднялась так, что залила набережную.
— Это было малое цунами, которое, к счастью, не привело к разрушениям. Но людская память, заключенная в легендах, донесла до нас сведения о природных катастрофах, происходивших в Крыму многие столетия назад.
— На стенах вашего рабочего кабинета, где мы сейчас с вами беседуем, нашли место исключительно пейзажи штормящего моря, в том числе и цветная, порядком выгоревшая репродукция с картины И.Айвазовского «Девятый вал». Художник точен в изображении стихии?
— Меньше всего я настроен давать оценку маринисту. Думаю, волны настолько разнообразны, что все может быть. Только следует заметить: цунами — следствие произошедших в океанах и морях землетрясений, а шторма возникают под воздействием циклонов, то есть стремительного перемещения воздушных масс. Однажды мне пришлось на НИС «Михаил Ломоносове» попасть в ураган. Океанские волны ходили не холмами даже, а горами. В такой обстановке рулевому нельзя зевать. Ему надо нос корабля направлять навстречу волне. Если она ухнет о борт, беды не избежать.