Налоговая должна быть вне политики!

По традиции накануне новогодних праздников руководители ГНА в г. Севастополе провели пресс-конференцию по итогам работы налоговой службы города в 2004 г.Лейтмотивом всей встречи стали слова председателя ГНА в г. Севастополе В. Саратова: «Мы в налоговой никогда не удовлетворены результатами. Но вместе с городским финансовым управлением всегда считаем хорошо!» В этом журналисты убедились, когда на них обрушился ворох цифр от и.о. первого заместителя председателя ГНА в г. Севастополе Я. Зумского, заместителя председателя С. Лобас, заместителя председателя — начальника управления налогового аудита и валютного контроля И. Казаковой, первого заместителя начальника управления налоговой милиции Л. Пияка и нового заместителя председателя ГНА Д. Арлачева.

Остановимся на основных показателях.

За прошлый год севастопольские налоговики собрали для госбюджета 231,8 млн грн, что на 38,3 млн больше, чем в 2003 г. (почти 20%!). Но плановое задание Минфина выполнено на 102%, что объясняется увеличением «планки» в течение года.

Несмотря на снижение ставки налога на прибыль с 30% до 25%, поступления по данному источнику в 2004 г. возросли почти на 9 млн грн по сравнению с предыдущим годом. Рост общего объема продаж на 26,9% повлек за собой рост поступлений налога на добавленную стоимость с 92,6 млн грн (2003 г.) до 111,7 млн грн (2004 г.).

Сборы в сводный бюджет составили 416,3 млн грн, что на 16,8 млн больше, чем в 2003 году (399,5 млн грн). Плановое задание ГНА Украины выполнено на 102%.

По результатам контрольно-проверочной работы база налогообложения расширена на 51,8 млн грн, а поступления за счет этой деятельности составили 17,8 млн грн в сводный бюджет и 17 млн — в государственный. Добровольная уплата налоговых обязательств в 2004 г. 89,2%. А задолженность предприятий перед госбюджетом за 2004 г. уменьшилась на 2,3 млн грн, или на 5,3% по сравнению с началом года.

Специалистами подразделений налогового аудита и валютного контроля проведено 1965 проверок субъектов предпринимательской деятельности (СПД) — юридических лиц. На 872 из них установлено 652 нарушения, доначиcлено в бюджет 11315 тыс. грн, взыскано около 10 млн грн, сумма штрафных санкций составила более 5 млн грн. Кроме того, сокращены убытки на общую сумму 48,2 млн грн, предотвращено безосновательное возмещение из бюджета НДС в сумме 8643 тыс.грн.

За 12 месяцев 2004 г. управлением налоговой милиции ГНА в г. Севастополе выявлено 35 преступлений подследственных налоговой милиции, возбуждено 32 уголовных дела. В т.ч. 17 — по фактам уклонения от уплаты налогов, все квалифицируются как тяжкие, с суммами ущерба свыше 307500 грн. Благодаря оперативным мероприятиям налоговых милиционеров в госбюджет мобилизовано почти 9 млн грн. Эффективность их деятельности только по сравнению с предыдущими годами (2002-2003) возросла в 1,5 раза.

Среди «громких» в борьбе с преступностью в сфере налогообложения — возбужденное в 2004 г. уголовное дело с ущербом свыше 1 млн грн в отношении должностных лиц ООО «СГС плюс» (сфера производства и поставки электроэнергии), а также 7 уголовных дел по фактам незаконного изготовления и реализации подакцизных товаров — алкогольных напитков. Выявлены 7 подпольных цехов по изготовлению фальсифицированных алкогольных напитков, а также типография по производству поддельных акцизных марок.

Из незаконного оборота изъято товаров почти на полтора миллиона гривен, что на 779 тыс. больше, чем за аналогичный период 2003 г. В 2004 г. УНМ предупреждено 86 фактов незаконных попыток возмещения НДС на сумму 14 508 тыс. грн. Выявлено 99 фиктивных СПД, 6 конвертационных центров. Всего по результатам выявленных нарушений и возбужденных уголовных дел УНМ доначислено 8 705 тыс. грн.

Цифры впечатляют, спору нет. Но журналистов всегда больше интересуют перспективы. Поэтому от «Славы Севастополя» был задан такой вопрос:

— Во время недавнего кризиса банковская система Украины выстояла. А каков запас прочности созданной в стране системы сбора налогов? Не будут ли в пылу политреформ из ее фундамента выбиты некоторые краеугольные камни? И из-за этого, в частности, центр тяжести обязательных платежей и сборов сместится от крупного капитала на плечи малого и среднего бизнеса? Причем даже не путем прямого увеличения «налогового бремени», а какими-либо препятствиями на пути инвестиций и инноваций в предпринимательское дело? И вообще будем мы жить в 2005-м лучше или веселее?

На вопрос отвечал Валерий Саратов:

— Налоговый механизм подобен организму человека: он реагирует на все. Колебания стабильности в последние прошедшие месяцы чувствовали и мы, и налогоплательщики, особенно те, кто работает на экспорт. Но именно время и сам кризис показали, что в Украине создана действительно грамотная, действенная и развивающаяся налоговая система. И новые лица, как ни странно, не спешат в ней что-либо менять. Ведь один из основных вопросов политреформы в том, что одни олигархи или финансово-промышленные группы сменяют других у главного «крана». Но вся проблема в том, что крупный бизнес всегда, при всех политических системах, плохо платит налоги. К тому же весь этот значительный капитал представлен сейчас в Верховной Раде. Так что отгадайте сами: будут ли они вносить какие-либо изменения в действующее законодательство, если оно и так их устраивает? Поэтому лично я, например, всегда выступал и выступаю против приватизации одного из крупных бюджетно-образующих предприятий города и чрезвычайно важных для района Балаклавского рудоуправления.

Налоговая система показала свою эффективность, когда во второй половине 2004 года дала весьма ощутимую прибавку в бюджет. И эти деньги в основном пошли на пенсии. Но это нужно было делать. Сколько могут ждать наши старики этого повышения? Они ведь тоже сейчас жить хотят лучше! Да, баланс был несколько нарушен. Но если придерживаться взятого темпа, то это станет нормой в новом году. Тем более что нам приказано собрать в 2005 году уже на 29% больше средств, чем в минувшем. Конечно, самый простой путь к этому — убрать все льготы. Но тогда многие так и не встанут на ноги.

Поэтому если мы сохраним хотя бы все завоеванные в этом году позиции и взятый ритм, то задача будет решена. Но главное — Государственная налоговая администрация Украины должна быть вне политики! Все мы — налогоплательщики и обязаны помнить, что волны противостояний проходят, а кушать хочется всегда. Особенно пенсионерам. Структура ГНА слишком важна для государства, чтобы ее кардинально изменять. Сейчас наша задача не раскачивать лодку, а грести, причем интенсивнее, чем раньше.

Налогов нужно столько, сколько предусмотрено действующими законами. И с теми, кто их утаивает, будем нещадно бороться.

И напоследок — о рейтинге Севастопольской ГНА. Пока, как в СССР, задание налоговикам ставилось от достигнутого, считать было удобно. Но теперь меняется алгоритм подсчета. Ставится максимальная (на основе анализа и прогноза) планка и фиксируется, кто (какой регион) до нее допрыгнет. А по прыжкам за таким планом и устанавливается теперь рейтинг. Например, в прошлом году в Севастополе среднемесячный сбор налогов составлял 14-15 млн грн, а в декабре — даже 23,5 млн. Так вот это — 70% при таком среднем для всей страны показателе в 66%.

Такие вот «прыжки», господа!

Другие статьи этого номера