Экология наших улиц складывается из ряда основных составляющих, одной из которых является чистый воздух. Сохранить его в современных техногенных условиях городов и мегаполисов крайне сложно. Мешает этому целый ряд факторов, но самым существенным из них являются автомобильные выхлопы.Поэтому чем больше автомобилей, тем больше отравляющих газов, и страдают от них не только люди, но и сооружения, и флора, и фауна. Городской электротранспорт значительно экологичнее. Это знают все. Кроме того, он экономичнее, дешевле как в постройке, так и в эксплуатации, а при правильном использовании дает существенный экономический эффект, практически однозначно закрывая все проблемы городского пассажироперевоза по основным направлениям. Поэтому трамвай, троллейбус, метро прочно вошли в нашу жизнь во всех крупных городах.
Вместе с тем характерной основной чертой современных городов и поселков Украины является значительное увеличение количества автомобилей на всех транспортных магистралях, причем существенную часть из них составляют микроавтобусы. Люди оценили комфортность и оперативность при умеренных ценах этого вида транспорта. В то же время экологические последствия данного явления неотвратимы. Японская дорожная полиция на своем вооружении имеет кислородные маски и противогазы, без которых не может в полной мере выполнять свои функции без ущерба для собственного здоровья. Скоро и наши гаишники закроют респираторами свои дыхательные органы?
Решение данной проблемы, как подсказывает логика, лежит в расширении использования электротранспорта, а не в его уменьшении, как это мы видим сегодня. Причем с новыми идеями, техническими решениями, организационными и экономическими схемами. И такие решения есть, они могут быть предложены специалистами. Например, микротроллейбусы и микротрамваи могли бы в полной мере заменить на улицах городов микроавтобусы, оставив им районы, не имеющие электропроводных транспортных коммуникаций, а также сельские и междугородные линии. В ком-плексе с крупными машинами, используемыми в часы пик, микротроллейбусы при хорошем дизайне и отлаженном скоростном графике движения быстро завоевали бы популярность у пассажиров. А для повышения экономической эффективности троллейбусных и трамвайных предприятий их можно было бы акционировать, привлекая инвестиции акционеров, но сохраняя за государством контрольный пакет акций. Кроме того, микротроллейбусы можно сдавать в аренду индивидуальным и организованным перевозчикам или даже позволять эксплуатацию подобных частных машин на городских линиях.
Преимущества такого проекта очевидны. Вопрос только в одном: кто возьмет на себя инициативу организационно обеспечить такой проект? Логика подсказывает, что это дело администрации и ее конкретных подразделений, отвечающих за городской транспорт и экономику региона. Подтолкнуть и поддержать ее могут в этом экологические общественные организации, выступающие за улучшение экологической обстановки в регионе, депутатский корпус всех уровней и территориальные громады, то есть все мы.