От борьбы с монополизмом — к развитию конкуренции

В череде новогодних и рождественских праздников незаметно прошла одна довольно примечательная дата — исполнилось 10 лет со дня создания Севастопольского отделения Антимонопольного комитета Украины, которое стало важным звеном в системе местных органов государственного управления и контроля, направленного на ускорение экономических реформ, формирование цивилизованной конкурентной среды и защиту прав производителей и потребителей. Столь глобальные задачи, а также отсутствие широкой публичности в деятельности отделения породили в обыденном сознании севастопольцев представление о том, что оно имеет дело только с крупными субъектами предпринимательской деятельности и непосредственно не влияет на жизнь рядового гражданина. Чтобы выяснить, насколько такое мнение соответствует действительности, наш корреспондент встретился с председателем Севастопольского отделения Антимонопольного комитета Украины А.П.МЕЩАНИНОВЫМ и задал ему несколько вопросов.- Александр Павлович, что включает в себя понятие «монополия» и почему с ней надо бороться? Ведь концентрация капитала в одних руках создает условия для развития производства, снижения затрат на производство товаров и услуг.

— Монополия — это доминирование одной или ряда компаний на товарном рынке, в результате чего прекращается конкуренция. Это приводит к диктату высоких цен, снижению качества товаров и услуг и другим злоупотреблениям экономического характера. Монополистом признается субъект хозяйствования, доля которого на товарном рынке превышает 35 процентов. В этом случае потребитель лишается возможности свободного выбора товаров и услуг и вынужден платить за них столько, сколько определит производитель. Вместе с этим оказываются в безвыходной ситуации и конкуренты, которые просто вынуждены либо свернуть, либо прекратить свою деятельность. Естественно, что в такой ситуации и рядовой потребитель несет существенные финансовые убытки.

Чтобы подобного не происходило, в Украине еще в 1992 году были приняты закон «Об ограничении монополизма и недопущении недобросовестной конкуренции», а затем еще несколько нормативных документов, расширяющих права и контрольные функции Антимонопольного комитета.

— И сколько же в нашем городе монополистов?

— Около пятидесяти. Прежде всего к ним относятся так называемые естественные, или природные монополисты. Это «Севтеплоэнерго», «Севастопольэнерго», «Севгорводоканал», «Севастопольгаз», почта. Когда отделение только начинало свою деятельность, нарушений антимонопольного законодательства было очень много. Мы не только расследовали первопричины нарушений, но и вносили конкретные предложения по правовому урегулированию взаимоотношений между производителями и потребителями, в частности в жилищно-коммунальной сфере.

— Приведите конкретный пример, свидетельствующий о защите прав потребителя.

— Возьмем такую общественно значимую зимнюю проблему, как отопление.

Нет необходимости убеждать севастопольцев в том, что при ухудшении его качества им нередко присылают счета как за полноценное теплоснабжение. Изучив этот вопрос, мы пришли к выводу о необходимости введения коэффициента качества теплоснабжения (ККТ), который определялся отношением фактически использованного топлива к плановому. В этом случае у «Севтеплоэнерго» возникла материальная заинтересованность в улучшении своей работы: чем лучше оно отапливало дома, тем в большем размере начислялась абонентная плата. Горожанами эта новация была воспринята как обоснованная, а тепловикам пришлось искать пути повышения рентабельности своего предприятия. В дальнейшем отделение Антимонопольного комитета осуществляло контроль за правильностью расчета ККТ и пресекает попытки его завышения без достаточного экономического обоснования. За злоупотребление тепловиками своим монопольным положением на «Севтеплоэнерго» был наложен штраф и сделан перерасчет на 150 тысяч гривен.

Изучением соблюдения тепловиками антимонопольного законодательства мы стали заниматься после поступления в наше территориальное отделение жалоб жителей домов Камышовой бухты, которые традиционно плохо отапливаются. Но наша главная задача не ограничиваться наложением штрафа, а работать с упреждением. В частности, в свое время мы предостерегли горсовет от услуг одного из акционерных обществ, которое занималось реализацией угля льготным категориям граждан и злоупотребляло своим монопольным положением. Большая аналитическая работа была проделана нами и по оценке качества оказания жилищно-коммунальных услуг рэпами. Сравнительный анализ проводился по результатам работы четырех рэпов, ООО «Шацк» и жилищно-строительного кооператива. Результаты расследования свидетельствовали о том, что пришло время создания конкурентной среды в сфере обслуживания и содержания жилого фонда. В том, что в прошлом году был наконец принят закон «О реформировании и развитии жилищно-коммунального хозяйства», есть заслуга и нашего отделения, которое представило в Антимонопольный комитет убедительные факты, свидетельствующие о том, что рэпы по рентабельности и качественным показателям своей работы уступают частным предприятиям, занимающимся предоставлением жилищно-коммунальных услуг населению.

— Александр Павлович, в конце 2003 года административная коллегия Севастопольского отделения Антимонопольного комитета вынесла постановление о нарушении энергокомпанией «Севастопольэнерго» законодательства о защите экономической конкуренции. Чем это было вызвано?

— Суть дела сводилась к следующему. В августе 2002 года в Правила пользования электроэнергией были внесены дополнения, которые существенно меняли порядок оплаты и режим потребления электроэнергии. Несмотря на то, что это затрагивало интересы большого числа потребителей, руководство «Севастопольэнерго» не проинформировало своих абонентов о новом порядке оплаты и не перезаключило с ними договор о поставке электроэнергии, который является основным документом, регламентирующим правовые взаимоотношения между поставщиком и потребителем электроэнергии. На доказательство неправомерности бездействия руководства энергокомпании наше отделение потратило около года. Дело рассматривалось хозяйственным судом Севастополя, апелляционным хозяйственным судом Севастополя, высшим хозяйственным судом и завершилось только в Верховном суде Украины, признавшем правомерность постановления админколлегии территориального отделения, расценившего бездействие «Севастопольэнерго» как нарушение законодательства о защите экономической конкуренции, и наложившего на энергокомпанию штраф. «Севастопольэнерго» вынуждено было сделать перерасчет платежей, незаконно выставленных субъектам хозяйственной деятельности. Сумма перерасчета составила около 900 тысяч гривен.

Если в первые годы своего существования Антимонопольный комитет основное внимание уделял борьбе с нарушениями экономической конкуренции естественными монополиями, то теперь появился монополизм нового характера, связанный с неравенством в сфере доступа к государственным ресурсам, к информации и политической власти. Это приводит к ценовым и финансовым диспропорциям, разладу взаимоотношений между реальным сектором экономики и финансово-кредитной системой. В частности, есть факты, когда антиконкурентные действия допускают органы власти, органы местного самоуправления и административно-хозяйственного управления и контроля путем принятия решений, приказов, выдачи устных указаний, соглашений, которые могут или могли бы привести к недопущению, устранению или ограничению конкуренции.

— Александр Павлович, есть случаи, когда несколько субъектов предпринимательской деятельности, не связанные ни единой собственностью, ни организационно, устанавливают на один и тот же товар одинаковую цену, хотя себестоимость производства продукции у них неодинаковая.

— Чаще всего это результат сговора, который приводит к нарушению законодательства об экономической конкуренции, доказать которое довольно сложно. В антимонопольной практике ряда стран даже факт присутствия на деловой встрече в ресторане может послужить поводом возбуждения дела о сговоре. У нас пока нет прецедента, когда по косвенным признакам доказывается факт сговора.

— Вы подвели итоги своей десятилетней деятельности. Как основные из них выглядят в обобщенном виде?

— Севастопольским отделением Антимонопольного комитета рассмотрено 84 дела, связанные с нарушениями антимонопольного и конкурентного законодательства. Выдано 12 разрешений на экономическую концентрацию, согласовано 120 решений сессий горсовета, распоряжений городской и районных администраций, местных органов самоуправления, демонополизировано 18 товарных рынков. Мы участвовали в приватизации 14 объектов, приоритетом которой является содействие развитию конкуренции. Как я уже сказал, по нашим требованиям был произведен перерасчет в сумме около 70 миллионов гривен за некачественное теплоснабжение жилого фонда. Админколлегией за нарушение антимонопольного законодательства были наложены штрафы на сумму 183 тысячи гривен. Количество обращений предпринимателей и граждан свидетельствует о росте доверия к территориальному отделению Антимонопольного комитета.

— Александр Павлович, что будет главным в работе территориального отделения в ближайшее время?

— Назову такие направления. Прежде всего это обеспечение конкурентного правопорядка на таких стратегических рынках, как продовольствие, жилищно-коммунальные услуги, нефтегазовый комплекс и транспорт. Вторая задача — взаимодействие с органами государственной власти в развитии цивилизованной конкуренции. Существенным для экономического развития можно назвать контроль за согласованными действиями и концентрацией субъектов хозяйствования, а также защитой предпринимательства. Постепенно мы переходим от преодоления и ограничения монополизма к защите добросовестной конкуренции, которая является важным фактором интенсивного экономического развития, повышения жизненного уровня населения.

Другие статьи этого номера