Старый Новый год — как это и почему?

Несколько столетий назад, а точнее — в 422 году, папа римский Григорий ХIII издал буллу, по которой следующий после 4 октября день был объявлен 15 октября. Этот указ ознаменовал собой введение календарной реформы, получившей впоследствии название григорианской. Она внесла поправки в существовавшую в то время юлианскую систему летоисчисления, не обеспечивавшую достаточно точного соответствия времени обращения Земли вокруг Солнца календарному времени. На новый стиль немедленно перешли те европейские страны, в которых влияние католической церкви было преобладающим. В государствах, не принявших в 1582 году нового календаря, расхождение между астрономическим и календарным годом продолжало увеличиваться и к началу ХХ века достигало 13 дней. В странах бывшего СССР, в том числе и в Украине, григорианский календарь был введен декретом Совета Народных Комиссаров в 1918 году. Почему у нас уже почти целый век существует старый Новый год? И где же тут вкралась ошибка?Разгадка заключается просто в том, что русские цари, начиная с Ивана Грозного (1530-1584) и заканчивая Николаем II (1868-1918), отказались осуществить реформу календаря, проведенную в Европе папой римским Григорием ХIII. Причем, если во времена Григория ХIII для приведения счета времени (который ввел Юлий Цезарь и назывался юлианским) в соответствие с его реальным ходом достаточно было вычеркнуть десять дней, то во времена последнего русского императора Николая II для устранения разрыва требовалось вычеркнуть уже 13 дней: за 336 лет, прошедших с 1582-го по 1918 год, хронологическая погрешность заметно выросла.

Впрочем, царская Россия была не единственным государством в Европе, которое не признало григорианской реформы календаря. Так, страны, где преобладало влияние протестантской церкви, приняли новый календарь лишь в ХVIII веке. А нехристианские государства — Китай, Япония, мусульманские страны — долго еще сохраняли, а некоторые сохраняют и сейчас свои собственные календари.

Что же побудило Григория ХIII реформировать юлианский календарь и вычеркнуть 10 дней октября 1582 года, сократив этот месяц до двадцати дней, а весь год — до 335 суток? Это не прихоть папы римского. Им двигало стремление «восстановить истину». В случае если бы сохранился старый стиль, церкви рано или поздно пришлось бы праздновать Рождество не 25 декабря, а 25 июня, как и другие церковные праздники. Юлианский календарь был неточен в счете времени. В масштабах года или даже нескольких десятилетий такая неточность была совсем незначительна, но за период с 46 года до нашей эры по 1582 год эта погрешность накапливалась и составила 10 суток, с чем трудно было мириться. Папа Григорий ХIII решил исправить положение.

Следует рассмотреть сначала смысл предыдущей юлианский реформы, проведенной Юлием Цезарем в феврале 708 года по римскому летоисчислению, или в 46 году до нашей эры. Основой прежнего календаря, действовавшего в античных государствах Средиземноморья, был древнеегипетский, хотя вполне вероятно, что определенные изменения в него были внесены астрономами Вавилона, календарь имел довольно серьезные погрешности. Приблизительно за 2000 лет он, как подсчитывали математики Юлия Цезаря, опередил действительный ход времени на целых 80 суток. Юлий Цезарь решил привести продолжительность гражданского года в соответствие с длиной года астрономического. С этой целью Цезарь распорядился просто-напросто удлинить год на восемьдесят дней. Продолжительность составила 445 дней. Год, получивший ироническое название «год путаницы», по свидетельству некоторых античных авторов, насчитывал 15 месяцев. Со следующего года нововведенный юлианский календарь установил продолжительность января, марта, мая, июля, августа, октября и декабря в 31 день, остальные — 30, а февраль — в 28 дней с тем, чтобы раз в четыре года число их увеличивалось до 29. То была система високосных годов, сохранившаяся и поныне.

В дискуссиях по поводу юлианского календаря участвовали многие прославленные авторы древности, в том числе Овидий, Плиний Старший, Светоний, Плутарх.

Официально первый юлианский календарь начал действовать с 1 января 709 года по римскому летоисчислению, или с 45 года до нашей эры. Он был введен в действие в новолуние. В ходе последующих десятилетий нововведения Юлия Цезаря порой не выполнялись или искажались римскими жрецами, меняли обычные годы високосными не через три, а иногда через два года. К счастью, другой из выдающихся римских правителей, император Август, восстановил прежний порядок. Это произошло уже в начале так называемой нашей эры, счет которой ведется от Рождества Христова.

Во времена Августа и на протяжении многих столетий после него цивилизованный мир вел отсчет времени с момента основания Рима, то есть с 754 года нашей эры. Лишь в VI веке нашей эры ученый монах Дионисий Младший ввел новую датировку, взяв за отправную точку предполагаемый год рождения Иисуса Христа.

Папа Григорий ХIII, в миру Уго Бонкомпаньи, родился в 1502 году в Болонье. Он был широкообразованным человеком эпохи Возрождения. Окончил в 1530 году юридический факультет Болонского университета. Уго Бонкомпаньи был призван папой Павлом III в Рим и назначен судьей церковного трибунала, затем, став кардиналом, был представителем папы Пия IV на Трептском Вселенском Соборе. Папой Уго Бонкомпаньи был избран 14 мая 1572 года в возрасте семидесяти лет. Был полным энергии и жизненных сил человеком. Восемь лет спустя служивший при папском дворе астроном и математик Луллия первым высказал Григорию ХIII мысль о необходимости реформы юлианского календаря. С помощью точных расчетов, наблюдений за движением планет и других небесных тел Луллия доказал, что текущий 1580 год в действительности отставал от реального течения времени на десять суток. Доводы астронома показались папе обоснованными. Данные ученого проверили и подтвердили его правоту. Окончательно убедившись в этом, Григорий ХIII 13 февраля 1582 года издал указ, возвещавший о реформе, который был разослан по всей Европе. Реформу предписывалось осуществить в октябре с тем, чтобы не сбивать с толку крестьян в разгар жатвы.

Григорий ХIII исходил из того, что дата равноденствия, смещающаяся каждые 400 лет на три дня вперед (это подсчитали испанские астрономы тремя столетиями раньше), приходилась в 1582 году на 11 марта. Чтобы привести ее в соответствие с решениями Никейского Собора о праздновании Пасхи (21 марта), папа и распорядился убрать 10 дней между 5 и 14 октября 1582 года. В 325 году на Никейском Церковном Соборе впервые был составлен христианский календарь. Постановлением Никейского Собора день равноденствия был «навсегда» связан с 21 марта по юлианскому календарю.

Созданный папой комитет математиков и астрономов принял также новую систему расчета даты Пасхи и разработал оригинальную форму, позволяющую установить календарное число любого дня недели на бесконечно долгую перспективу времени. И уже более четырехсот лет григорианский календарь действует очень исправно, но это не значит, что с той поры не было сделано никаких открытий. А их было достаточно много, и цифры уже высчитываются с точностью до нескольких после запятой.

(По материалам научно-популярных журналов).

Другие статьи этого номера