От тактики выживания — к стратегии развития

Знаменитая фраза Остапа Бендера «Заграница нам поможет» стала активно эксплуатироваться новоявленными демократами сразу после обретения Украиной государственной независимости и провозглашения рыночных реформ. В то время мало кто задумывался о том, что расхожее выражение вошло в жизнь со страниц сатирического произведения. Запад бескорыстно никогда ни в чем и никому не помогал и помогать не будет. Капитализм всегда руководствовался своим вечным интересом и расчетом на получение максимальной прибыли. Такова его природа, таковы правила игры. Жесткие, во многом нам чуждые, но при этом объективные, естественные и, в сущности, оправданные и справедливые.В пору рыночного романтизма мы так верили, что сможем в короткий срок преодолеть социально-экономические барьеры, отделяющие нас от цивилизованного мира. Эта надежда строилась на убеждении в стартовых преимуществах Украины перед другими постсоветскими государствами в металлургии, приборо- и машиностроении, химической индустрии. Преимущество оказалось мифом. Износ мощностей в структурообразующих отраслях нашей промышленности, исключая самолето- и ракетостроение, составлял от 50 до 70 процентов, технологическое оборудование соответствовало периоду возникновения индустриального общества, а национальная продукция не выдерживала конкуренции на внешнем рынке. На смену нашим нетерпеливым ожиданиям скорого вхождения в европейский рынок возникло опасение, что Запад нас погубит и мы обречены оставаться его сырьевой базой.

Только после того, как мы бросились из одной крайности в другую, пришло наконец выстраданное убеждение в том, что при отсутствии своих свободных финансовых ресурсов наивно рассчитывать на благодеяния Запада, а необходимо налаживать с ним деловое, по возможности паритетное, сотрудничество. При этом мы прежде всего учитывали, что для Запада Украина будет привлекательна как регион для инвестиций в реструктуризацию экономики и обновление основных фондов. Но вопреки ожиданиям объем инвестиций оказался незначительным. Выяснилось, что у иностранного предпринимателя сложилось довольно негативное представление об Украине.

Прежде всего его настораживает слабая правовая защищенность инвестора. Ему было достаточно сложно реализовать возможность защиты имущественных прав и бизнес-интересов. И дело даже не столько в пресловутой коррупции, сколько в неспособности судебной системы выполнять возложенные на нее функции должным образом. Вторая причина — низкие инфраструктурные возможности: недостаточно развитый страховой рынок, слабые инновационные, пенсионные фонды, почти полное отсутствие рынка ценных бумаг. Еще одна причина — невозможность спрогнозировать развитие экономической и политической ситуации, которая не позволяла планировать бизнес и прогнозировать его результаты, а также отсутствие прозрачной политики в работе исполнительной, законодательной и судебной власти. К тому же мы пытались заменить нормальный бизнес-климат всякими льготами, которые иностранного инвестора только настораживали неопределенностью по времени их действия. В сущности, у нас пока только формируется инвестиционная идеология, которая бы ориентировала действия как государственных чиновников всех рангов, так и предпринимателей не на получение высоких прибылей олигархами, а на достижение высокого уровня жизни широких слоев населения.

Вот в такой ситуации у нас в городе в конце 2003 года было создано главное управление инвестиционной политики и международных отношений, а сессия горсовета приняла программу формирования инвестиционного имиджа Севастополя на 2004-2005 годы. В программе представлены основные направления по созданию инвестиционного имиджа города и формированию благоприятных экономических, правовых, информационных и социальных условий для увеличения иностранных капиталовложений в севастопольский регион, обладающий большими потенциальными возможностями. В их числе богатые природно-климатические условия, гарантирующие рентабельное вложение финансовых средств в различные виды туризма, незамерзающие и глубоководные бухты и порты с капитальными, энерговооруженными причалами, свободные земельные территории и горно-лесистые массивы, агропромышленный комплекс, специализирующийся на виноградарстве и виноделии, высококлассные специалисты, мощный промышленный потенциал, аэропорт. В 600-километровом радиусе от города находится 12 государств, что, по мировой практике, гарантирует рентабельность морских перевозок через порты Севастополя.

Учитывая недостаточную степень осведомленности инвесторов ближнего и дальнего зарубежья о потенциальных возможностях севастопольского региона, была проделана большая работа по их информированию, которая носила системный характер. Прежде всего был введен в действие сайт «Инвестируйте в Севастополь», который постоянно обновляется и поддерживается на трех языках. Об интересе к размещенной на сайте информации свидетельствует такой факт: за 2004 год его посетило более 100 тысяч человек. После введения сайта городская госадминистрация организовала проведение первого в Севастополе международного бизнес-форума, в котором приняло участие около 300 бизнесменов из 15 стран мира. Затем Севастополь как регион с высокоэффективным инвестиционным потенциалом включают в сборник Международной Торгово-промышленной палаты. Такой чести удостаиваются лишь самые перспективные в инвестиционном плане регионы. Широко известная своей объективностью аудиторская компания «Делойт энд Туш», проанализировав экономические показатели Севастополя, высоко оценила его инвестиционный потенциал. В конце прошлого года агентство «Credit-Rating» присвоило нашему городу высший кредитный рейтинг «ua BB», который гарантирует минимальные риски кредиторам и инвесторам при вложении капитала в экономику Севастополя. По этому показателю мы обошли Одессу.

Вот что сказал о результатах работы по формированию инвестиционного имиджа Севастополя заместитель председателя городской госадминистрации Владимир Арабаджи. Прямые иностранные инвестиции в 2004 году в сравнении с 2003 годом увеличились в 43 раза и достигли 26,6 миллиона долларов. Эта сумма превышает сумму всех иностранных капиталовложений за 13 лет государственной независимости Украины. Крупнейшими объектами прироста инвестирования стали в прошлом году «Севастопольская рыбодобывающая компания», «Авлита» и «Морской регистр судоходства». Благодаря сформированному инвестиционному имиджу Севастополя, в 2005 году прогнозируется двойной прирост иностранных капиталовложений. По прогнозам этот прирост обеспечит развитие туристической деятельности, строительство яхтенных гаваней и нового пункта пропуска через государственную границу, а также более рациональное использование морской акватории.

Следует особо сказать о том, что наиболее привлекательным ресурсом для вложения капитала у нас является земля. Но даже простое сопоставление идей, заложенных в генеральный план развития города до 2020 года, с нашими финансовыми возможностями свидетельствует о крайней необходимости привлечения инвестиций извне. Земля нередко выделяется вне генплана, мелкими участками, под небольшие объекты. Финансовая обеспеченность освоения таких объектов не проверяется и не гарантируется, ответственность землепользователя за несвоевременное строительство и право изъятия участка в договорах не предусматриваются. Это приводит к тому, что крупные объекты не строятся, рабочие места не создаются. Идет интенсивное, но бессистемное, внетендерное и потому инвестиционно неэффективное распределение земельных ресурсов между финансово несостоятельными землепользователями. В связи с этим целесообразно разработать эффективный механизм подготовки и рассмотрения документов на право землепользования с учетом сроков освоения участков. Это позволит увеличить поток финансов извне для развития города в соответствии с генпланом. Непременным условием должна быть система: генплан — объект — аукцион — субъект землепользования — финансовая гарантия. Нельзя не учитывать того, что инвестор не пойдет на собственную, даже долгосрочную, аренду земли и проявит заинтересованность в капиталовложениях только к земле в собственности.

Проводя инвестиционную политику, имеющую целью переход от тактики выживания к стратегии развития, мы должны понимать, что в Украине, устремленной в европейское содружество, присутствие иностранного капитала неизбежно. Частный инвестор готов сотрудничать с Украиной и с Севастополем, готов нести нам современную технологию бизнеса. Нужно только не забывать, что инвестор — не благотворительный фонд. Инвестор приходит, чтобы работать вместе с нами. Кем он станет для нас — надежным партнером или непонятным параллельным миром, — зависит прежде всего от нас самих.

Другие статьи этого номера