Зачем «сжирают» политехникум?

Хочется верить, что в этой истории пока еще рано ставить жирную точку. Иначе потеря окажется невосполнимой. Севастопольский политехнический техникум (ныне переименованный в Морской колледж) приносил пользу городу в течение 80 с лишним лет. Сегодня над ним нависла угроза.Год назад техникум был передан в качестве структурного подразделения Киевской государственной академии водного транспорта им. гетмана Петра Канашевича-Сагайдачного. Многие уже тогда недоумевали: зачем, с какой целью? Ведь наше учебное заведение, основанное в 1921 году, в течение многих десятилетий обеспечивало техническими специалистами судостроительную, машиностроительную, радиоэлектронную промышленность южных регионов страны. Особенно были востребованы его выпускники в Севастополе. Не случайно техникум вошел в систему единого технического образования города. После окончания учебы в нем ребята могли поступить в СевНТУ сразу на второй курс. А тех, кто хотел работать, с удовольствием принимали ведущие конструкторские бюро, судостроительные заводы. Кстати, в последнее время в связи с ростом заказов спрос на специалистов подобного профиля заметно возрос.

Поначалу новое киевское руководство якобы заверило: создадим учебно-консультационный центр на базе техникума, делать же перепрофилирование не будем. Но вскоре произошло следующее. Изменилось название техникума. Уже упразднена специальность «судокорпусостроение». Сокращен прием на специальность «монтаж и проектирование судовых машин и механизмов». В этом году планируется закрыть отделения подготовки техников-радистов…

Вместо этого введены факультеты судовождения (хотя подобными специалистами, только более высокого класса, в течение сорока лет страну и регион обеспечивают СевНТУ, Севастопольский военно-морской институт, а также Херсонская, Николаевская мореходки) и эксплуатации судовых энергетических установок, что, по мнению наших педагогов, городом не востребовано. Более того, согласно выводам экспертной проверки, для подобных нововведений даже соответствующих условий нет. Отсутствуют стандарты образования по этим специальностям, нет концепции подготовки моряков, нет базы для плавательных практик…

Передел как шел, так и идет своим ходом, разве что аппетиты у руководства той самой академии (кстати, основанной всего лишь семь лет назад) непомерно возрастают. Теперь ее руководство, по словам представителей бывшего политехнического, требует освободить уже производственные помещения, заставляет демонтировать уникальное учебное оборудование. То самое оборудование, которое город своими силами собирал в течение десятков лет. В учебную базу техникума были вложены огромные средства, и недаром наш политехнический считался одним из сильнейших в бывшем Союзе. Поэтому подобные перемены, по мнению севастопольских преподавателей, равносильны полному разрушению. Как говорится, ломать не строить. Все можно сдать на металлолом. Но что потом?

Может, на обывательском уровне нам не понять дальновидной политики отечественного просвещения. Однако есть и простая версия того, почему все это происходит. Образовательный процесс сегодня — дело не только благородное, но и доходное. Так, в свете перемен некоторые студенты Севастопольского Морского колледжа будут вынуждены продолжать платное обучение в Киеве… Уже начал приносить доходы созданный учебно-консультационный центр (кстати, он дублирует работу уже четырех существующих в городе). А стоимость курса переподготовки моряков (дипломирование плавсостава), как известно, может равняться не одной сотне условных единиц.

Волнения в бывшем Севастопольском политехническом продолжаются. Людей беспокоит не только своя судьба. Что будет завтра с интеллектуально-промышленным потенциалом родного города? Кто через пару лет придет работать на наши судостроительные заводы судосборщиками и судокорпусниками? Почему одним росчерком министерского пера было фактически подарено старейшее учебное заведение, при этом не учтены интересы целого региона, а госадминистрация Севастополя, горсовет, городское управление образования, как выясняется, даже не были поставлены в известность?

Глас народа

Как научить рабочей профессии и вернуть её престиж?

Александра ЛАЗАРЕВА, директор профессионального лицея сферы услуг:

— Я процитирую одного бывшего президента США: «Америка дает деньги учебным заведениям не потому, что она богата. Америка богата потому, что она дает деньги учебным заведениям». К нам это, увы, не относится. В этом причина низкой материально-технической базы профессиональных учебных заведений. Выпускники зачастую не востребованы производством. Необходимы серьезные государственные капиталовложения для подготовки современного рабочего. Сколько вложишь, столько и получишь. Если же на производстве низкая заработная плата, как сейчас, то о каком престиже рабочей профессии можем говорить? Сегодня нет недостатка государственных актов о приоритете образования. Но беда в том, что это так и остается декларацией без какой-либо материальной поддержки.

Раиса НЕМЦЕВА, ведущий инженер отдела кадров ОАО «Севморзавод»:

— Нашему предприятию нужны специалисты. Мы всегда поддерживали контакты с этим учебным заведением, готовящим рабочие кадры. Принимали молодых специалистов. Нам выгодно, поскольку там учатся местные ребята, общежитие им не нужно. К тому же ребята имеют квалифицированную подготовку.

Александр БРУСЕНЦОВ, директор ДП «Профессионал»:

— В нашем учебно-производственном комбинате готовят рабочих, которые востребованы. Это такие профессии, как электрогазосварщик, токарь, стропальщик, и другие. Чтобы поднять престиж рабочих специалистов, надо к ним повернуться лицом, то есть заинтересовать их. Тогда они пойдут на предприятия. К примеру, за практику ученикам следует платить. А сегодня очень многие коммерческие предприятия используют практикантов как бесплатных работников. Но ведь молодежь работает. И за это надо платить заработную плату, как предусмотрено.

Владимир СЕРИКОВ, главный инженер ГП «ЦКБ «Черноморец:

— Престиж рабочей профессии можно поднять в соответствующих экономических условиях, создавая рабочие места с тем, чтобы можно было заработать на жизнь, в том числе и на квартиру. А пока все хотят торговать, быть предпринимателями. Но это ненормально для общества. В стране может быть только 10 процентов трудоспособного населения — предприниматели, а остальные должны занимать место в обществе по роду деятельности: кто-то врач, кто-то рабочий и так далее. И профессионализм, престижность рабочей специальности необходимо поднимать. Сейчас система профессиональной подготовки рабочих кадров развалена. Существующие училища больше учат профессиям повара, бармена и другим, которые пока больше востребованы.

Ирина СОЛИНА, инженер:

— Очень жаль, что убирают учебное заведение, из которого вышли тысячи рабочих кадров. Многие из них сейчас трудятся на «Севморзаводе», других предприятиях отрасли. В будущем это аукнется еще большим дефицитом квалифицированных рабочих кадров.

Другие статьи этого номера